Опять погиб ребенок, упав в открытый колодец. Правда, скорее всего, окажется, что в этой трагедии снова никто не виноват.
Беда пришла, откуда не ждали – прямо из сельского акимата. На его территории был открыт колодец, в который упал пятилетний Максим и там утонул…
В минувшую субботу в школе поселка Троебратное Узункольского района гуляли – отмечали День учителя. А в 30 метрах – почти напротив школы – в этот же час, через 9 дней после смерти, поминали Максима Галкина, который в первый класс никогда не пойдет.
Одна из последних фотографий Максима.
Колодец у акимата
«Нельзя, а то Максимка будет плакать», – донес холодный осенний ветер слова старшей сестры мальчика – 7-летней Наташи. Это она сказала детям во дворе своего дома. В доме сидели взрослые и тихо говорили о семейной трагедии.
За окнами проехала «Нива» с полицейскими номерами и остановилась у школы. «Участковый?» «Нет, его сын, за мамой, наверное, приехал. Она в школе – там праздник – День учителя, – пояснили люди, которым не до праздника. – Участковый в больнице». Он находился там и в тот роковой день.
День 27 сентября 2013 года начинался традиционно. Родители – на работу, Максимка играл возле дома. Уже потом выяснится, что он пошел за телятами. Они не раз заходили во двор сельского акимата, и по этому поводу семье Галкиных уже делали замечания. Телят Максимка, судя по всему, хотел прогнать с территории акимата.
Смертельный для ребенка колодец оградили только после трагедии.
Днем, когда мама вернулась с работы (она воспитатель в школе), сына не застала. «Плохие мысли тогда в голову не приходили, стали искать сына», – вспоминает Ольга Галкина. К вечеру стало тревожно. К поискам ребенка подключились друзья и родственники. Безрезультатно.
Местному участковому, вспоминает Ольга, позвонили домой в 20 часов. Жена ответила, что он в больнице. Ольга рассказывает, что неоднократно звонили и в РОВД Узункольского района. Но полицейские из райцентра (он в 70 километрах от Троебратного) приехали только утром, когда Максима уже нашли. А на помощь Галкиным в те бесконечные сутки пришел сотрудник из линейного отдела полиции на транспорте – поселок Троебратное на самой границе с Северо-Казахстанской областью, там есть железнодорожная станция.
Он-то первым и увидел у открытого колодца детскую кепку. Это было уже около 23 часов. В колодец полез не полицейский, а родственник Галкиных Сергей Ермаков. Тело мальчика он достал из холодной воды, которой целиком был наполнен колодец. «Не было никакого транспорта – ни полицейского автомобиля, ни машины медиков, мы сами на руках отнесли труп сына домой, – вспоминает Ольга. – И стали ждать утра. Я не понимаю, почему из РОВД приехали только на следующий день?!».
Без внимания
У здания акимата Троебратного – два колодца. Первый, что ближе к центральному фасаду, засыпан. Мимо него ходят люди, в том числе, чтобы платить за коммуналку. Колодец, в который упал Максим, чуть позади здания. Но детвора бегает и там. В траве колодец можно просто не заметить. К тому же он уже давно чуть ниже уровня земли – затаился в кустах, в солнечную погоду на него падает тень от столба. В общем – мина замедленного действия, которая в итоге взорвалась.
– Да, мы брали оттуда воду, но листом ДСП колодец закрывали, из магазина тоже брали воду, – это говорит техничка Маркен Жаугашарова, которая моет полы в акимате и которая пользовалась водой из того самого колодца.
– Лист ДСП, чтобы закрывать колодец, этого, по-вашему, достаточно?
– Все было нормально, и я как-то без внимания...
– Вы на похороны мальчика ходили?
– Нет, не была.
Возле дома Маркен тоже два колодца. Они опоясаны большими баллонами, засыпаны, сверху заложены камнями. Их мы увидели бы и в темноте.
Сколько всего в Троебратном таких вот колодцев – никто не считал. Но жители утверждают, что их очень много. Это наследие Союза, когда в поселке было множество колонок. Наследие, которое давно пришло в упадок и стало вместо полезного источника воды бесполезным источником повышенной (а теперь уже и смертельной) опасности. Впрочем, не теперь.
На поминках мальчика взрослые вспоминали, как несколько лет назад в колодец упал местный житель и погиб. Мы разыскали его родственницу, но она просила не называть имя. Сколько упало в колодцы домашних птиц, сколько покалечилось скотины – у многих в поселке свои истории. И какие же выводы были сделаны? Ответ может подсказать кепка Максима, которая еще некоторое время лежала у колодца. Никаких.
А ведь предупреждали
На дверях магазина в Троебратном объявление: «...в связи с произошедшим случаем, просим вас зарыть или оградить ближайшие колодцы». О том, какой это случай – в поселке знают все. И даже Ленин. Ильич смотрит с постамента на это объявление, а за его спиной еще одна мина замедленного действия – давно уж осыпающийся Дом культуры. Как нам сообщили в местном акимате, его собственник сейчас оформляет документы для последующей передачи здания (бесплатно) властям района. И опять же звучит слово «завтра»: вот передаст, тогда можно будет что-либо решать. А ведь опасный Дом культуры стоит возле школы.
Тот самый смертельный для Максима колодец тоже оградили «на завтра» после трагедии. Но как-то наспех: вокруг проволока, сверху кинули старую калиточку и кусок трубы. Кстати, еще несколько лет назад социальный педагог школы Ксения Демченко написала письмо акиму сельского округа об опасности колодцев для детей. Ответ, говорит Ксения, за три года так и не пришел. Реакцию местной власти на тревогу педагогов не увидел и Максим. У него теперь счет идет иной – 9 дней, 40 дней...
Комментарии
«У нас много таких колодцев…»
Куаныш МУКЕНОВ, следователь СО РОВД Узункольского района:
– По этому делу назначена судмедэкспертиза. По ее результатам будет принято решение о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела. Кроме того, будет выясняться, кому из госорганов принадлежит земельный участок, на территории которого колодец, а так же на чьем балансе этот колодец находится.
(Опыт Костаная, других районов показывает, что такие дела не переходят в уголовную плоскость и не заканчиваются скамьей подсудимых для конкретных лиц. – Прим. авт.)
Сабит КУРМАНБАЕВ, аким Троебратнинского сельского округа:
– Я тогда был директором школы, и мы писали письмо акиму сельского округа по этому поводу (Курманбаев 8 августа избран акимом), потому что в соседнем поселке Железнодорожном люди тонули в колодцах возле баров. Да, у нас много колодцев, но о том, что возле акимата, я даже не знал. Я дал людям десять дней, чтобы они закрыли колодцы, которыми пользуются, остальные мы будем засыпать – я уже договорился со строителями. Со вторника (позавчера. – Прим.авт.) я вплотную займусь этой проблемой. У меня тоже пятилетний сын, и для меня закрыть такую проблему – дело чести.
(Видимо, «завтра», как злой рок, сопровождает трагические истории. – Прим. авт.)
Такое уже было не раз
Лето-2010, р-н Костанай-2 – в открытый колодец упал 3-летний мальчик, ребенок получил серьезные травмы.
Лето-2010, райцентр Карасу – погиб, упав в колодец, 7-летний мальчик.
Весна-2011, райцентр Тарановка – 5-летний Никита упал в колодец, его спас полицейский.
Лето-2012, г. Костанай – около ЦОНа в открытый колодец упал 6-летний Максим, его вытащил бывший моряк Северного флота, мальчик получил серьезные ушибы.
Лето-2012, г. Костанай – бьют тревогу жители по ул.Урожайная-35: мальчик провалился в колодец, остался жив, колодец и после ЧП открыт.
Лето-2012, г. Рудный, ул. Горняков – 6-летняя Саяна провалилась в колодец и провела там целый день, ее нашли чудом, девочка попала в больницу с простудой.
Осень-2012, п. Щербаково – 6-летний мальчик упал в колодец и утонул.
Лето, 2013 г. Костанай – в районе КСК открытая шахта колодца. Очевидцы сообщили СМИ о том, что не раз видели вылезавших оттуда детей, рядом находится СШ № 22 и интернат.
Это только некоторые случаи, о которых писала пресса. А вот официальной статистики сколько их произошло, например, за последнюю пятилетку, нет.