Регионы развиваются, но многие люди, особенно пожилые, остаются один на один со своими проблемами. Как будто на дворе всё ещё девяностые годы прошлого века.
Честь мундира
Этот откровенный разговор состоялся между членом правления гаражного кооператива «Тулпар» в Аркалыке Василием Григорьевичем Грущаком и хозяином заваренного гаража Борисом Афанасьевичем Ишковым. Люди немолодые и на момент разговора почти друг с другом не знакомые, общались «напрямки».
– А, так ты тоже из милиционеров, – сказал Борис Афанасьевич Василию Григорьевичу. – Тогда и тебе не верю, как и твоим коллегам и всем вам...
И добавил ещё пару ласковых слов, на которые Василий Григорьевич сильно вспылил:
– Ты что себе позволяешь?! Я верой и правдой...
Беседа закончилась не просто мирно. Подполковник милиции в запасе, бывший оперуполномоченный ОУР УВД г.Алма-Аты, пообещал помочь труженику тыла добиться справедливости. Дабы отстоять честь мундира. В рамках этого обязательства он и обратился в редакцию.
Такая встреча
От первого письма до личной встречи с Василием Григорьевичем прошло 2– 3 месяца. Сначала думали, что обойдёмся перепиской, потом Грущак уезжал в Алматы на операцию, а когда вернулся, сразу позвонил: приезжайте.
Пришли по указанному адресу – в квартире ремонт, а в маленькой комнатке – медики. Увидели ногу Василия Григорьевича, точнее, то, что от неё осталось. Ампутация в связи с тромбофлебитом. Но это было год назад, сейчас он ездил в Алматы чистить сосуды. Однако это обстоятельство не меняет отношения к жизни. Василий Григорьевич после отъезда «скорой» приступил к разговору. Хотя общались мы недолго – надо было успеть встретиться с другими хозяевами гаражей, съездить в гаражный кооператив «Тулпар», на который в редакцию поступили жалобы.
Борис Ишков: на просьбы оставить гараж в неприкосновенности председатель кооператива не реагировал. |
Василий Грущак: «...А нам всего-то надо знать, куда обращаться за вразумительными ответами». |
Кто под охраной?
Попали в кооператив, да не в тот, который искали. Увидели развалины и мусор. Мужчина на одной из крыш то ли что-то снимал, то ли укреплял. Появился ещё один мужчина, оказалось, из администрации кооператива. Вкратце объяснил, как нам добраться в «Тулпар».
– Это вы по краже туда?
– О какой краже говорите?
– На днях там всю картошку у людей из гаража вытащили...
– Не охраняете, что ли, гаражи?
– Охраняем. У тех, кто взносы платит. Кто не платит – не охраняем...
«Всё давно украдено...»
Пока едем в «Тулпар», перечитываю письма и копии заявлений в Аркалыкское УВД, в прокуратуру города, а также решения суда.
Например, в июне 2011 года в гараже (№783) вышеупомянутого Ишкова была заварена входная дверь. Нанял человека – дверь разварили. В июле кооператив дверь снова заварил. Борис Афанасьевич пишет о том, что на его просьбы оставить гараж в неприкосновенности председатель Сакенов не реагировал. Так же, как и «на неоднократные просьбы участкового по имени Ербол».
Камнем преткновения стали членские взносы. Хотя Борис Афанасьевич в кооперативе не состоит, но «гараж и земля под ним в размере 0,0031 га являются моей собственностью», – говорит он. Эту собственность Ишков договорился продать реальному лицу за 45 тысяч тенге, но председатель Сакенов не дал осуществить эти планы, в пользу, условно говоря, кооператива «Тулпар». На самом же деле, утверждают люди, обратившиеся в редакцию, председатель торгует металлом и бэушными стройматериалами. В свою пользу.
Ишков обращался в разные инстанции по поводу самоуправства Сакенова. Суд, кстати, факт самоуправства подтвердил: «Сакенова Таскынбая Сакеновича признать виновным в совершении административного правонарушения...». Это 5 МРП (на тот момент 8090 тенге) административного штрафа. А что Ишкову от данной санкции? Покупателя он упустил, гаражом не пользуется (Сакенов нашёл другого хозяина), да и хранить там уже нечего, всё давно украдено. Та тяжба длится больше десяти лет. Вот и перестал Борис Афанасьевич с 2001 года, после вторичного разорения гаража ворами, считать себя членом кооператива и платить членские взносы. А кто бы не перестал?!
Таскынбай Сакенов не отрицает, что продаёт стройматериалы из хозяйства кооператива. А где брать деньги на нужды гаражей?
Из истории депрессии
Вопреки ожиданиям, гаражный кооператив «Тулпар» выглядит менее разрушенным, чем его собрат, куда мы заехали по ошибке. Но и здесь мы увидели заброшенную недвижимость, огромные кучи мусора, которые, видимо, давно никто не убирал. Напрашивался и другой вывод: сюда никогда и никто из городских властей не заглядывает. А ведь всякое место нуждается во внимании власти – особенно если нет институтов самоуправления. Хотя кооператив по сути своей должен быть субъектом самоуправления, то бишь своего правления. Отчасти в благополучных городах так оно и есть. Но мы-то помним историю депрессии города Аркалыка. Было время, когда жилые кварталы оказались здесь «под оптимизацией». А гаражные кооперативы и сегодня вне зоны внимания.
История Бориса Афанасьевича периода аркалыкской депрессии хороша лишь тем, что, слушая её, понимаешь: плохие времена остались позади. Но каково пришлось людям, которые их пережили!
– Дачу разбомбили полностью, даже стены разобрали на шлакоблоки. Ни домика, ни забора не осталось. Написал заявление в ГУВД, хоть бы кто-нибудь отреагировал. Квартиру потерял в связи с оптимизацией, другую, полученную взамен, забрали по решению суда старые хозяева. Деньги на сберкнижке пропали ещё раньше, в реформу. Квартира дочери тоже осталась в оптимизированном квартале. Она отдала в акимат ключи, а там написали, что жильё сдала безвозмездно, хотя она и близко не писала такого заявления. Деньги ей были нужны позарез – мы ей на земле домик купили, чтобы хоть какое-то хозяйство могла держать, детей кормить – муж умер, двое сирот осталось. Да ещё и работу потеряла. Но все эти проблемы пришлось решать самим. Только в 2007 году рассчитался со всеми долгами. А ведь я – инвалид...
Это лишь частичка событий, что пережил в трудное время Аркалык. Но город оживает благодаря новым проектам, притоку бюджетных инвестиций, а вот человек, бедный и пожилой, остаётся в том прошлом, от которого государство уходит семимильными шагами. Проблемы маленького человека кажутся мизерными и даже надоедливыми. Украденные из гаража картошка, капуста, старые «жигули», бэушная автомобильная резина – всё это не влияет на городские проекты. Это имеет значение лишь для простых, незаметных аркалыкчан. На их фоне председатель правления «Тулпар» Таскынбай Сакенов выглядит вполне браво. И у него – своя правда.
15 тенге в сутки
за порядок
Председатель Сакенов и сам из бывших милиционеров. Это видно и по повадкам. Ходит и разговаривает он решительно, за оценками своих оппонентов в карман не лезет. Тот же Борис Ишков для него хуже язвы, потому что: «Он меня в суд, в суд, в суд...»
Таскынбай Сакенович не отрицает, что продаёт металл и стройматериалы из хозяйства кооператива. Доходы от этого вынужденного бизнеса пошли на нужды гаражей. Налоги, прожектор (электроэнергия то есть), зарплата сторожам, вывозка мусора – где брать деньги? Приходится разбирать брошенные гаражи – таковых половина из общего числа.
– Если бы все платили взносы вовремя, не пришлось бы торговать вторсырьём, – говорит председатель. – Они все бедные, но за городскую автостоянку платят каждый день 100 тенге, а у нас получается 15 тенге в сутки. Но платить не хотят...
– Потому что у вас ненадёжно...
Сакенов пропускает мои слова мимо ушей. Рассказывает, как сам по ночам с ружьём в руках сидит в засаде, ждёт воров. Никто не попадается. Но продолжают воровать...
– По уставу, гараж надо закрывать на три замка: один внутренний и два навесных. Но закрывают как попало, бывает, что вовсе не закрывают...
Председатель и главбух не сразу ответили на мой вопрос, каков бюджет кооператива и как он расходуется. По их словам, зарплаты очень скромные: у трёх сторожей по 20 тысяч тенге, у самого Сакенова – 30 тысяч. Давно не вывозили мусор, потому что собирали деньги для уплаты налогов. Членов кооператива это мало заботит, они умеют только жаловаться...
На вопрос, есть ли среди членов кооператива представители правоохранительных органов и городской власти, ответа не получила, наверно, потому, что этот вопрос риторический.
Стучитесь,
вам не откроют...
Строки из ещё одного письма бывшего опера Василия Грущака:
«...В последнее время и в Аркалыке многое делается к лучшему. Был в Алматы 20 дней, а когда вернулся, не узнал свою улицу – теперь здесь хорошая дорога. От вокзала до дома меня довезли без тряски, чего я боялся после операции. Надеюсь, наш аким ещё многое сделает для города. Лично мне он помог получить квоту на лечение за счёт бюджетных средств. Если надо, мы, ветераны, во всём ему поможем. А нам всего-то надо, чтобы знать, куда обращаться за вразумительными ответами, чтобы работал совет ветеранов, чтобы нас замечали правоохранительные органы...»
Ещё один мой собеседник, также получивший кучу проблем в кооперативе «Тулпар» более чем на 2 млн тенге, Титаренко Леонид Степанович, не удовлетворен тем, как реагируют органы на обращение граждан. Хотя в ответах из инстанций недостатка нет, но что эти ответы, если нет результатов?
– Надо, чтобы работали законы. Ничего другого мы не требуем, – говорит Леонид Степанович.
В местном УВД мне не удалось узнать имя следователя, который ведёт «гаражные дела». Всё кого-то не было на месте. Правда, зам. по кадрам нас принял. А принимают ли начальники в своих кабинетах тех, у кого украли из гаража картошку? На этот счет есть большие сомнения...