Если в наурзумской семье есть инвалид, там обязательно однажды раздастся телефонный звонок и голос в трубке скажет: «Это не конец. Лишь начало другого пути. Нового!»
Главная по главным книжкам
Татьяна ВАСИЛЬЕВА – главный районный библиотекарь, но несколько лет назад она взяла на себя еще и общественную нагрузку. Открыла НПО «Ак ниет». Сегодня оно в Наурзумском районе ассоциируется с силой духа, новой жизнью. А вот как всё начиналось.
- Помню, в 2006 году появилась ставка соцработника, и пришла к нам Фарида Искакова. Дело было новое, вот и решила она почитать, опыта набраться. Вместе читали, вместе искали наиболее действенные пути. Тогда-то и родилась мысль – вытащить наших инвалидов из четырех стен. И мы пригласили их к нам, в библиотеку. Пришли мамы, усадили своих детей у стенки, сами впереди них. Закрыли грудью, защитили. Вот тут и вылезла главная проблема – страх и неуверенность мам, которые передаются детям. И мы решили действовать. Пошли в классы к обычным здоровым детям. Помню, как это было в первый раз. Предупредили школяров, что придут необычные дети. Такие же, как вы, но необычные. Вы к ним будьте повнимательней. И вот пришли они, провели концерт, поиграли вместе. Все закончилось. Иду я по коридору, догоняет мальчик: «Татьяна Васильевна, ну где же они, эти дети необычные?!» Они не увидели разницы, и это была первая победа.
Сейчас побед куда больше. И выигранные гранты государственной поддержки, и уже стабильно заложенный в бюджет фестиваль творчества инвалидов «Синяя птица», и международный фестиваль «Два журавля», где дети с ограниченными возможностями на равных соревнуются со здоровыми. Каждый год 1 июня наурзумцев вывозят в Костанай. В этом году дети побывали в аквапарке «София». Узнав, кто приехал, там с них не взяли деньги, да еще и вкусным обедом накормили.
Фарида Искакова пошла на повышение, но дело, начатое ею, живет. Районная библиотека продолжает объединять наурзумцев вокруг главной книги их жизни, и это преодоление судьбы. А Фарида, кстати, родила дочь и назвала ее Акниет. В честь того самого НПО.
- Вот Лена Половандова стеснялась, у нее эпилепсия. А сейчас она чудесно поет. Но это еще что. Ее убедили закончить-таки школу, и она уже доучивается на повара. А знаете, какие у нее дальше планы? С еще одной девочкой-инвалидом открыть свое кафе. Местный филиал партии «Нур Отан» эту идею уже поддержал. Появились амбиции, значит, будет и дело.
В планах у объединения открыть такой центр, где инвалиды могли бы в течение дня развивать творческие навыки, общаться, заниматься с логопедом. Кстати, и работать в нем могли бы тоже инвалиды.
- Бросить это дело я уже не могу, - объясняет Татьяна Васильева. - Эти родители - они самые лучшие на свете. Они оставили своих больных детей в семье. В любви. Наша задача – поддержать их в этом решении. Не позволять плакать в подушку и стыдиться. Благо государство нас в этом стремлении поддерживает. А главный результат будет, когда мы увидим, что дети при работе, что, взрослея, обзаводятся семьями. Им есть с кого брать пример. У нас в Караменды - волевые люди.
Железный человек
Серик КУСАЕВ нынче закрывает в Караменды очередной сезон своей другой жизни. Сам собрал «ЗиЛ» с ручным управлением, кран-домкрат, на подходе самодельная косилка.
Находясь в этом дворе, и не поверишь, что хозяин его – человек с ограниченными физическими возможностями. На земле двигатель от «пирожковоза», повсюду техника, инструменты, явные признаки, что работа здесь кипит. До недавних пор Серик еще и пшеницу сеял. Ему сейчас 55 лет. И 28 из них он прикован к инвалидной коляске.
Он учился уже на последнем курсе на мастера производственного обучения, и вдруг начал хромать. Потом спотыкаться. Потом стало сложно ходить. Врачи, обследовав, схватились за головы. Вследствие какой-то травмы у парня была пережата часть позвоночника. Где он ее получил, и сам не знает. Возможно, в армии. Четыре операции, последняя из которых проходила в Москве.
- Лучше бы она была первой, - вспоминает мужчина, - тогда бы ноги спасли. А так, пока к ним добрался, оказалось, что спинной мозг уже мертв. С 1985 года я в коляске. Жениться не успел. Мама моя с тех пор работу оставила и посвятила свою жизнь мне. Сестра к себе поближе забрала в Караменды.
А вообще-то Серик родом из Боровского, его дед Нурахмет – основатель знаменитого СПТУ, что и сегодня готовит рабочие кадры в Мендыкаринском районе. Наверняка, и Серик бы сделал для нашей области что-то судьбоносное. Впрочем, и сегодня делает. Своим примером не дает унывать молодежи, чья жизнь ограничилась коляской. Он нашел себя в автомобилях. Ездит даже в Костанай на своем оранжевом «пирожковозе», по своему двору, где каждый сантиметр занят «железяками», лихо маневрирует на коляске-гибриде. Он ее сам собрал из двух, теперь это продукт российско-германский.
- Вот сейчас похолодает, и я, как медведь, в берлогу. До весны. Буду планировать следующие «самоделки». «ЗиЛ» на ручное управление переделал, но не знаю, разрешат ли гаишники. Хотелось бы опробовать. А обиды у меня нет. Я об этом долго думал. Сев в коляску, многое в жизни пересмотрел. Уж лучше сидеть, как я, чем так ходить, как некоторые. Зря землю топтать. Надо жить созидательно. В любом состоянии. А помощники найдутся. Вот и мне помогают. Семья, соседи, Рифат Валиев из местного проф-колледжа. Когда двигатель снять, прицеп перевернуть. Мне один чернобылец в Москве сказал: «Чаще помогает тот, у кого на голове не норковая, а вязаная шапка». Так, наверное, и есть.
Внучкины косички
Молодая семья ехала на похороны. У РАЙХАН умерла мама. На обратном пути шофер начал лихачить, а на дороге слякоть, и крутой съезд возле Аулиеколя стал роковым для семьи Тулькибаевых.
- Я увидела лишь, как колесо вывернулось, и всё. Потом лишь бросало по машине. А я детей прижимаю к груди крепко, зажмурившись.
Детишек еще долго возила по врачам. У сына был ушиб, у дочери выпали все зубы из нижней челюсти. Но вылечились. Стараниями родителей и врачей. А вот Райхан помочь уже никто не смог. Травма позвоночника сделала ее неходячей. Женщина даже не успела профессию получить, ведь в аварию попала молодой мамой. Но, тем не менее, без дела не сидит. И с ним связана мечта Райхан.
- Я ведь стригу со второго класса. Как-то так повелось. Сначала своих, а потом вся округа приходить стала. Вот я и подумала: а если создать удобства для клиентов, то я перестану быть иждивенцем. Еще и пользу стране принесу.
Женщина мечтает открыть салон красоты прямо в одной из комнат своего дома. Для этого нужно немного - кресло, зеркало, профессиональные инструменты. Этой идеей уже заинтересовалось общественное объединение «Умит-Надежда». Райхан же пока робеет участвовать в конкурсах на равных с горожанами. Но нам пообещала, что пересмотрит позицию. Мастерски заплетая внучке косы, она призналась, что верит в исполнение своей мечты.
Аселина любовь
Каждый день в девятом часу утра по Караменды едет Куаныш АБДИКАРИМОВ. В инвалидной коляске. Он просидел в четырех стенах 10 лет. Потом понял, что без дела и сам не живет, и родных мучает…
Беда нашла на уборочной возле поселка Буревестник. Случайно нога попала под комбайн. Перерезало обе. Ему было всего 23 года. Казалось, это конец. Но по сей день про этот случай в Караменды слагают легенды. Ведь спасла парня любовь.
- С Асель мы встречались. Когда без ног остался, она не только не бросила. Мы поженились вскоре. Родили дочку. Через пять лет еще одну. Ей непросто было. Родные отговаривали. А она со мной до сих пор. Было дело, и пил. Спасибо, мама и жена не бросали. Сейчас понимаю, в любом положении главное быть при деле.
Семья поддержала Куаныша в этом стремлении найти для себя работу. Поддержала и местная власть. У него небольшой вагончик прямо рядом с акиматом. Фото на документы, ксерокопия, сканер, принтер, пополнение баланса мобильника – на эти нехитрые услуги решил сделать ставку Куаныш. И не ошибся. Несколько лет назад у него стояли очереди. А вот сейчас спрос упал. У многих дома компьютеры, да и конкуренты появились. Но парень не унывает. Говорит: надо подумать, чем же еще можно удивить карамендинцев.
В этой семье три мечты – найти новое дело для папы, приобрести для него протезы и родить сына. Со вторым сложней всего. На каждую ногу нужно 25 тысяч долларов. Сумма для сельчан не-подъемная. Карамендинцы нам в один голос говорили: «Вот бы найти им мецената. В награду за Аселину любовь. В ней сила этого парня, только в ней».