По сведениям Википедии, из 105 элементов таблицы Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99, в производство вовлечено более 60 элементов. Казахстан занимает первое место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама, второе – серебра, свинца и хромитов, третье – меди, четвёртое – молибдена, шестое – золота. В СНГ – второе место по запасам нефти, третье – по газу и углю. Казахстан – крупнейший экспортёр сырья. Ежегодный экспорт нефти, как заявил министр нефти и газа С. Мынбаев, к 2020 году увеличится до 110 млн тонн. На вопрос, вынесенный в заголовок, отвечают эксперты «КН».
«Вопрос только в цене...»
Андрей Коваль, директор Центра экономических исследований КГУ, кандидат экономических наук:
– Предел добычи полезных ископаемых, сохранение природной флоры и фауны – это проблема нравственная и, если хотите, политическая. Для «развитой рыночной экономики», как мы красиво называем капитализм, свойственно хищническое отношение к природным ресурсам, и здесь никакой фонд будущих поколений и Киотский протокол не помогут. Все будет вычерпано до основания, и примеры, в том числе в Казахстане, в Африке, в Америке, уже есть. Вопрос только в цене. Здесь-то и возможны варианты для Казахстана, мы стали менее покладистыми, увеличиваем свою долю в ряде проектов до 6-11 процентов и гордимся, что нам это удалось. Но это, по крайней мере, положительная динамика. А для Земли такая погоня за природными ресурсами не просто опасна – губительна. Академик Вернадский утверждал, что Земля – это целостный живой организм, а человек ведет себя на ней как вирус, уничтожая свою среду обитания. И карагандинские угольные выработки, и рудненский карьер, и отвалы, и другие масштабные разработки недр потенциально опасны, но экологов начинают слушать уже постфактум.
В Казахстане 50-90 процентов продукции, согласно соглашениям 90-х годов, это собственность чужих государств. Выход? Суверенитет и независимость решений, целостная и самостоятельная экономика. К сожалению, тенденцию на уничтожение природы пока не переломить – нет альтернативы многим видам ресурсов, но процессы надо максимально замедлить.
«Когда переступают предел, появляются города-призраки»
Василий Корнев, депутат Верховного совета Казахской ССР 13-го созыва, экс-градоначальник Костаная, кандидат экономических наук:
– Многие контракты с недропользователями заключались в очень трудный для казахстанской экономики период. Они стали той самой соломинкой, которая не позволила нам утонуть. Сегодня мы смотрим иначе на добычу и экспорт полезных ископаемых. Но пересматривать контракты – дело сложное и неблагодарное. Здесь скорее нужна система компромиссов, чем революционные подходы. Но перемены в любом случае нужны. Прежде всего, требуется развитие несырьевого сектора. Программа моногородов как раз направлена на то, чтобы эти города не превратились в призраки, когда недра опустеют..