История самки, которая так ничего и не увидела.
Эволюция за плинтусом (ЭЗП) продолжает знакомить читателя с насекомыми, которые живут рядом с ним. Сегодня поговорим о червеце.
- Если вы заметите на своем комнатном цветке что-то пушистое и беленькое, то потрите его пальцем и увидите красное тельце длиной 2-4 миллиметра. Это есть самка червеца. В юности, будучи личинкой первого возраста, она присасывается к цветку, чтобы больше не двинуться с места. Здесь она ест, оплодотворяется, откладывает яйца и здесь же умирает. Это вся история ее жизни, - рассказал биолог Андрей Андрющенко.
- Да уж - невесело. Как же она оплодотворяется, если никуда не ходит?
- У самцов есть крылья.
- И у нас дома живут эти существа?
- К счастью, не у всех, - ответил биолог.
Червецы, вернее, кокциды - вредители растений бывают очень разными. Малоизвестными, как мучнистые червецы и знаменитыми, как кошениль. Если вы сейчас пьете кока-колу, то не поперхнитесь. Коричневатый цвет напитку придает кровь самок кошенили. Впрочем, сама компания отрицает это. Хотя кровь - это не совсем верно. Расскажу подробнее.
В жизни самки есть только один день, когда она может познать искреннюю радость. Самец прилетает к ней - высокий (10 миллиметров), с брюшком и двумя нежными длинными хвостовыми нитями. Он, конечно, не совсем джентльмен, так как не тратит времени на ухаживания. Впрочем, его можно простить - за один световой день он заводит в среднем полсотни романов... «Эх-эх», - скажет себе самка, опустит голову на пышную грудь и вздохнет с тоской, когда возлюбленный ее бросит. День за днем - проходит неделя, а он все не возвращается. Зато к опунции, которую так любят кошенили, приближаются люди. В руках они несут лезвия и стальные щетки.
***
Люди идут за кармином - красным пищевым красителем, известным с библейских времен. Глубоко-пурпурные (Deep Purple) одежды знатных римлян - это армянская кошениль.
- Эй, у меня скоро будут дети, - кричит им самка. Но люди потому и пришли, что знают это. Кошениль собирают в период, предшествующий откладке яиц - в это время насекомые приобретают насыщенный цвет.
- Не трогайте меня, не трогайте, - кричит им самка. - Я ведь еще ничего не видела в жизни кроме этого листика опунц...
После того, как лезвие срезало кошениль с листа - она упала в мешок. Мешок шевелится. Здесь уже 100000 и одна кошениль. Те, кто наверху могут кричать и можно расслышать: «Детки, мои детки». Кошенили внизу только мычат.
Мешок перестал шевелиться вечером.
***
Это история мексиканской кошенили — вы скажете, что это далеко и неправда. Про далеко я отвечу, что из Мексики высушенная кошениль отправляется во все страны мира. Посмотрите на этикетку колбасы, алкогольных и безалкогольных напитков, кондитерских изделий, молочных десертов. Если в составе вы видите краситель Е120, то познакомьтесь - это кровь кошенили. Самки, которая не видела в своей жизни ничего кроме листа опунции и одного прохвоста.
Что касается неправды. Действительно, трудно доказать, что кошениль кричала мексиканцу: «Эй, у меня скоро будут дети». Но попробуйте доказать обратное!
После того, как мы с Андреем Андрющенко поговорили о червеце, то речь, по определенной причине, зашла о Генрихе Шлимане.
- Шлиман не открыл Трою, а выдумал ее, - заметил Андрей Андрющенко. - А артефакты были изготовлены на Малой Арнаутской улице, в Одессе...
- Разве так может быть?
- Конечно. Ведь археология - это наука допущений в первую очередь. И Шлиман на этих допущениях великолепно сыграл. Что-то вроде: поскольку на стоянках неандертальцев не обнаружено ни медных, ни алюминиевых проводов, то можно допустить, что неандертальцы пользовались беспроводным телеграфом. Это к вопросу о допущениях, - закончил мысль Андрей.
Жизнь и смерть мексиканской кошенили - правдива. Лишь некоторые обстоятельства - допущения.
P.S. В общих чертах знакомо.
Узнав об этом насекомом, читатель может не только пожалеть несчастную самку, но и возмутиться несправедливостью в ее отношении. Ведь самец ведет праздную жизнь, полную любовных утех, когда она погибает. Могу успокоить нервных читателей, бесчисленных борцов за справедливость. У самцов формируются крылья и длинные нежные хвостовые нити. Зато рот так и не появляется – самцы покидают свой кокон, только чтобы очень недолго полетать, отыскать себе подруг, а затем умереть.