Костанайская одиннадцатиклассница Алина ХАСАНОВА (школа-гимназия им. Горького) провела месяц в международном образовательном центре при Калифорнийском университете в Риверсайде (округ Лос-Анджелеса, США). Она считает, что таким образом родители инвестируют в своих детей.
Моя новая семья
Подобная практика, когда наши школьники на каникулах отправляются в Штаты шлифовать свой английский язык, не нова. Однако некоторые детали этой практики, которые часто остаются за кадром, наверняка будут интересны и родителям, планирующим будущее детей. Вот что рассказывает Алина.
– Перед отлетом в Штаты я знала, что буду жить в обычной американской семье – таково условие обучающей программы. Правда, ни имен, ни социального статуса принимающей семьи мне не сообщили. Летели долго – из Челябинска в Москву, оттуда 13 часов прямым рейсом в Лос-Анджелес. По прилете меня ждал неприятный сюрприз: багажа не оказалось. Но пообещали доставить его следующим бортом. А как же переодеться?
Вопрос тут же решила моя новая семья: Берри и Джил Мэтьюз сразу же повезли меня в магазин за шортами и футболкой. Берри 56 лет, Джил – 53. Забегая наперед, скажу, что это удивительно добрые, отзывчивые люди, к которым я привязалась. Берри родился в Африке, жил в Англии, потом его семья переехала в США. Он математик, работает в крупной фармацевтической компании, а Джил – риэлтор, продает дома, получая за это 3 процента от цены каждой продажи. У них двое сыновей: Кайлу 25 лет, он работает в Техасе – это три часа лета от Лос-Анджелеса, а младший, 21-летний Шон, живет в Риверсайде, но отдельно от родителей. Меня как раз и поселили в его комнату, сохранившую огромные плакаты его любимой бейсбольной команды. С Шоном мы тоже подружились сходу – веселый, слегка суматошный парень. В другой комнате, такой же просторной, уже пять месяцев жила японка Кэрон, также обучавшаяся по языковой программе.
Мое новое жилище представляло собой типичный американский дом: одноэтажный, на заднем дворе – бассейн, две приветливые огромные собаки, барбекю. По вероисповеданию семья – христианские баптисты. Каждое воскресенье они ходят в храм: папа, мама и сын. 10 процентов от своих доходов Джил и Берри отдают церкви.
Еда и учеба
Мои американские дни начинались с того, что мама Джил (так я ее называла) готовила мне в дорогу пакет с ланчем. Сэндвич, салат, иногда остатки сытного ужина, который без проблем можно было разогреть в университетской микроволновке. Холодильники в доме буквально забиты едой: масса сортов мороженого, пирожки всех видов, макароны замороженные (2 минуты, и блюдо готово, но мне не понравилось. Так же, как и хлеб, который похож на стройматериал, без запаха и вкуса). Мясо в меню постоянно – стейк, барбекю. На завтрак хлопья с молоком, яичница, бекон, кофе, вафли с сиропом, грейпфрут, дыня, арбуз. Готовила всегда мама Джил. Ужинали мы часов в 6-7. А Берри иногда приходил поздно. Перед едой вся семья читала молитву: «Спасибо, что у нас есть на столе, что с нами Алина…» Огромные пакеты продуктов закупаются на неделю. Тем более что у каждого из членов семьи по машине. А водительские права американцы получают с 16 лет.
С мамой Джил.
Занятия, на которые меня отвозила и всегда забирала мама Джил, начинались в 8.30. Учились пять дней в неделю. Уроки по 50 минут, между ними 10-минутная перемена. После нескольких уроков наступало время ланча, и он длился от полутора до двух часов. За это время можно было и поесть нормально, и подготовиться, и пообщаться. В огромной университетской столовой места всем хватало. Занимались мы до 15.45, после чего нас разбирали семьи. А в пятницу заканчивали в час двадцать.
Программа у каждого своя, в соответствии с уровнем подготовки. У меня было четыре обязательных урока каждый день: чтение, письмо, разговорная речь и грамматика. Учителя очень общительные, создают атмосферу дружеского диалога – нет такого, чтобы кто-то накричал, выказал раздражение.
Объект инвестиций
Теперь о деньгах. Обучение в образовательном центре стоит 2 тысячи долларов, плюс американская виза – 360, за проживание в семье я отдала 800 долларов, перелет туда и обратно – еще 2 тысячи, карманные расходы – 3 тысячи долларов. Кстати, о карманных расходах. Это совсем не значит, что ты бросаешься деньгами направо-налево. Там карман сильно опустошают недешевые экскурсии, тот же Диснейленд, например, обходится в 130 долларов на весь день, экскурсия на Юниверсал Студиоз (это там, где голливудская Аллея звезд) – 115, американские горки (куда ж без них!) – 80 долларов. Надо же еще что-то перекусить на бегу, побаловать себя мороженым: фаст-фуд 10-20 долларов, мороженое – 3-4. На брендовые вещи в самом Лос-Анджелесе – цены неподъемные, зато в Риверсайде есть магазины со скидками для студентов. Но там все продается с налогом. Даже за жевательную резинку, которая стоит 50 центов, выкладываешь сверху еще 10 процентов налога.
Я купила на 300 долларов школьных вещей, так сверх того заплатила еще 22 доллара. Мысленно переводишь на тенге, и оторопь берет от этих сверхвыплат. Естественно, я очень благодарна своим родителям, которые, образно говоря, инвестируют в меня свои деньги. Постараюсь в будущем стать тем проектом, с успехом которого они связывают свои надежды и чаяния.