Этот сезон для хлеборобов выдался не столь легким: сначала засуха, потом многодневные дожди. Зато организации, специализирующиеся на страховании в растениеводстве, нынче чувствуют себя комфортно.
В нашей области они получили всего лишь полтора десятка заявлений о наступлении страховых случаев. Так что не стоит ждать многочисленных судебных разбирательств между страховщиками и страхователями. Как это происходило, к примеру, в прошлом году. Тогда были выявлены структуры, которые, вопреки закону, предлагали сельчанам страховать посевы по заниженным тарифам, а при возникновении страховых случаев отказывались возмещать сельчанам ущерб. И, похоже, что уполномоченный государственный орган, который контролирует выполнение закона об обязательном страховании в растениеводстве, всерьез взялся за дело. Такое ощущение возникло, когда весной этого года специалисты облтеринспекции минсельхоза заявили, что и сами сельхозтоваропроизводители, и страховщики, должны обратить особое внимание на размеры тарифов. И если вдруг во время проверки выяснится, что они не соответствуют нормативам затрат, то заключенные договоры будут считаться недействительными, и обе стороны понесут административную ответственность за нарушение законодательства.
Насколько законопослушными оказались в этом году страховщики и страхователи? К сожалению, четкого ответа на этот вопрос нет. Потому что проверок, о которых предупреждали в теринспекции, не было.
– Справедливости ради отмечу, что беспредела, который мы наблюдали в прошлом году при страховании посевов, нынче нет, – говорит председатель правления ОО «Ассоциация фермеров Костанайской области» Жетес Амантаев. – Но я не могу с уверенностью заявить, что заниженных тарифов нигде не было. Хотя бы потому, что не знаю, где и кто проверял по поводу тарифов страховые компании и общества взаимного страхования.
И это заявление нельзя назвать голословным. Дело в том, что при этом объединении имеется самое большое в области общество взаимного страхования: в него входят более 1300 членов, которые в общей сложности засевают свыше миллиона гектаров. Кстати, именно Амантаев в прошлом году поддержал главу крестьянского хозяйства Узбека Исаева из Тарановского района, отправившего письмо министру сельского хозяйства РК Асылжану Мамытбекову с просьбой оградить аграриев от псевдостраховщиков, которые беззастенчиво используют закон об обязательном страховании для своей наживы.
Но, может быть, зря сегодня беспокоится Амантаев насчет недобросовестности страховщиков? А что, если они после грозного предупреждения теринспекции о проверках перестали «баловать»? Увы, у сельчан есть примеры другого свойства. Например, в этом году наступил страховой случай в ТОО «Егин» Мендыкаринского района, где на одном поле град побил пшеницу, причем на паровой клетке. Не трудно понять, что здесь планировали получить очень хороший урожай, но он погиб. Во время разговора с директором хозяйства Маратом Молдашевым зашла речь о страховых тарифах и он не стал скрывать, что и нынче, как и в прошлые годы, ему поступали предложения застраховать посевы по сниженным тарифам. Но Марат Султанович недобросовестным страховщикам отказал, свой полис на законных условиях он получил в районном ПК ОВС «Жардем». А ведь наверняка эти предложения поступали и другим руководителям сельхозформирований. Сумели ли они устоять перед соблазном? Тут можно строить лишь догадки, учитывая, что соответствующих проверок не было.
Но почему территориальная инспекция ограничилась лишь тем, что весной погрозила пальчиком будущим участникам страховых сделок? А дело в том, объяснила руководитель отдела Бакитжамал Нурсаитова, что специалисты теринспекции контролируют только факт наличия полиса, и могут наказать лишь за его отсутствие. А проверка тарифа, по которому застраховало хозяйство свои посевы, вне зоны их действия. Тут, подсказывает Бакитжамал Хамитовна, страховой надзор ведет иной уполномоченный орган, а именно Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций РК. Только это ведомство может выявить неправильность применения коэффициентов при расчете страховых премий и наказать виновных. Однако, как вы понимаете, между словами «может» и «обязан» нет знака равенства. Во всяком случае, теринспекции ничего неизвестно о подобных проверках. Да и вообще наше страховое законодательство, судя по всему, не предусматривает взаимодействие заинтересованных ведомств. Отсюда и нелепости, которые играют на руку нечестным страховщикам. Тут трудно не согласиться с Амантаевым, который являясь партийным куратором от НДП «Нур Отан» в сфере интенсивного развития сельских территорий в нашей области, уже не раз говорил о дискредитации законодательства об обязательном страховании в растениеводстве. А ведь этот документ должен быть настоящей опорой для аграриев. Но этого, как видим, все еще нет.