Первое, что было замечено рядовыми гражданами в заявлениях главы государства на его встрече с госслужащими корпуса «А» и на что была самая острая реакция – это повышение в полтора раза заработной платы госслужащих.
С одной стороны, такая реакция объяснима. С другой – мало кто дал себе труд понять, чем продиктовано президентское решение.
Еще в 1994 году в своей книге о перспективах развития рынка в Казахстане и социально-экономическом развитии страны Нурсултан Назарбаев, говоря об основных препятствиях на этом пути, заметил: «На всех уровнях не были выработаны четко действующие исполнительные механизмы в качестве важного рычага практической реализации государственной политики, выполнения государственных решений. Весь государственный аппарат сохранил в себе многие элементы старой и неразворотливой бюрократической машины. В то же время отдельные полезные методы и формы работы были необоснованно исключены из его арсенала в пылу демократических страстей и политических эмоций». С тех пор демократические страсти и политические эмоции улеглись. Более того, страна сделала такой серьезный рывок вперед, что смогла поставить более амбициозные задачи – войти в число тридцати самых развитых стран мира. И то, что кому-то видится несбыточной мечтой, для других – вполне реальная перспектива. Если, конечно, к поставленной цели двигаться.
Государственный аппарат – тот механизм, который может заставить процесс двигаться более стремительно. Главное – кто составляет его основу, управляет движением. Очевидно, что Казахстан еще не выработал эффективной, а главное, окончательной схемы построения пирамиды управления. Многие государственные программы, на которые отпускаются огромные бюджетные средства, тормозятся. Управленцы во многих случаях оказались несостоятельными. Причем не только по объективным причинам. Что давало право главе государства на серьезную критику по этому поводу. И без сомнения, заставляло думать, как лечить кадровую проблему, как сформировать команду профессионалов.
Идея Агентства по делам госслужбы провести аттестацию, сформировать так называемый кадровый корпус «А», ориентируясь на малоизвестный в Казахстане термин «меритократия», пришлась кстати. Но что в итоге?
На прошлой неделе Нурсултан Назарбаев провел совещание с государственными служащими управленческого корпуса «А». Поздравил тех, кто успешно прошел аттестацию.
И по сути, признал, что итоги затеянной «реконструкции» оказались неоднозначными. Как выразился глава государства, произошел «полный ляп кое-где». Речь, в первую очередь, о том, что многие управленцы, особенно районного звена, аттестацию провалили. Может, и вправду, как заметил Президент, не стоило предъявлять одинаковые требования по поводу знания законов сотрудникам Минюста и «нижним» акимам? Такое сомнение явно пришло снизу.
А почему, собственно, не предъявлять? Почему мы считаем, что хороший аким может себе позволить быть безграмотным в правовом поле? Почему он имеет право решать проблему начальственным окриком, а не на основе закона? Да, возможно, были потери, но такие ли уж невосполнимые? Это, конечно, должно показать время. Кроме того, те, кто провалил экзамен, как заметил глава государства, могут попробовать войти в обойму вновь. Но они должны понимать – прежних мерок работы не будет. А повышающаяся зарплата – это еще одна инъекция, которая должна повысить желание работать эффективно. Без коррупционных настроений. С этим злом, в очередной раз призвал Президент, надо бороться принципиальнее.
Так ли уж неосуществим принцип меритократии – власть должны представлять достойные – в Казахстане? Нурсултан Назарбаев заявил, что даст поручения по дальнейшей модернизации государственной службы именно в этом направлении. Причем речь идет о прозрачности и подотчетности обществу.