Мистика сегодня в моде. Какой телеканал ни включи, какую газету или журнал ни открой — везде есть место сверхъестественному. Почему? Что стоит за таким мощным интересом? Или его искусственно подогревают? Об этом мы спросили у психолога Елены ТОПОРОВОЙ.
- Сейчас у людей идет перестройка ценностей - от духовных к материальным. Самый пик. Главное для многих - деньги, а духовное оставляют где-то за спиной - дружбу, уважение, искренность. И получается перекос. Люди не могут определиться. Духовной жизнью жить сложно в материальном мире. В итоге кризис, душевная рана, которую нужно залечить, и человек ищет выход. Если у него предрасположенность к религии, магии - сильна вера в экстрасенсов. Он пойдет к ним за исцелением души. Те же, кто верит в науку, идут к психологу. Зачастую пробуют и то, и другое. Но экстрасенсы более доступны.
- Их больше, чем психологов?
- Нет. У экстрасенсов другие методы. Нужно просто прийти и сесть. Экстрасенс все сделает за тебя. Это пассивное участие. На консультации у психолога человек активен. Он должен говорить о своих чувствах, проблемах. Это сложнее. Иногда случается, что людям помогает экстрасенсорное воздействие. Бывает так, что ко мне после экстрасенсов приходят – мол, некоторое время экстрасенсорика помогала, потом перестала.
- Люди ищут стержень вне границ своей личности, потому что им не на что опереться внутри себя?
- Опору ищут те, кто пошатнулся и не может идти дальше. Если бы внутренний стержень у человека был, он не пошел бы ни к психологу, ни к экстрасенсу. Ведь это человек, который четко знает, чего он хочет. Для него важны любовь, дружба, а материальные ценности после духовных. Он сам может все решить.
- А не кажется ли вам, что интерес к экстрасенсорике насаждают СМИ? Но для чего?
- Думаю, это обычный маркетинговый ход, чтобы привлечь как рекламодателей, так и аудиторию. Если опрос покажет, что мистика перестала людей интересовать, значит, появится другое шоу. А в нем какая-то интересная жизнь, которая способна отвлечь зрителя от собственной. Ведь когда я смотрю шоу, то начинаю жить чужой жизнью.
- И что делать?
- У меня начинает работу программа «Счастье». Это терапевтическая группа, рассчитанная минимум на полгода. Микромир, в котором человек может себя потренировать. Мы все стремимся к счастью, но не знаем, что это такое. Живем, а что были счастливы, узнаем только потом. Многие не умеют переживать чувства, а потом, когда накопилось негатива чемоданчика два-три - взрываются. Конечно, примем не всех. Только тех, кто готов работать в группе, кто готов раскрываться, быть искренним.