Тулегеновы узнали эту новость на областном слете опекунов. Гульжаухар, воспитывающая девять детей, восемь из которых приемные, ликовала: законодатели приняли на нормативном уровне понятие «семейный детский дом». Вечером в Альжанке был праздник. А на стене в доме Тулегеновых появился яркий рисунок гуашью. Того самого детдома, семейного!
Гульжаухар и Нурлан Тулегеновы из поселка Альжанка Костанайского района воспитывают детей разных национальностей, и каждый из них – с нелегким стартом в жизни. У кого-то на глазах погибли родители, кому-то приходилось бомжевать, голодать, провожать маму в тюрьму. И этот нелегкий старт Тулегеновы стараются переломить позитивным продолжением. Такой уж путь выбрали для себя педагог и водитель. И у них получается. Дети ездят на спортивные соревнования, добиваются побед.
Старшая Вера поступила в этом году в колледж. Хочет стать соцработником именно в детском доме. С первой стипендии пригласила маму Гульжаухар в театр и повезла ребятам в детдом конфет. Говорит, те обрадовались, но признались, что тоже хотят в семью. Появление в Казахстане семейных детдомов на законном уровне даст шанс большему числу детей осуществить эту мечту.
В чем принципиальное отличие семейного детского дома? В нем есть и мама, и папа. Им государство будет платить «зарплату-пособие», засчитывать стаж, на детей будут выделяться деньги на питание, одежду. Правда, небольшие, но это шаг вперед. Прежде всего к полной семье. Важно и то, что после 18 лет ребята не уйдут на вольные хлеба – мама с папой будут играть им свадьбы, нянчить внуков, ждать в гости.
Как разъяснила руководитель отдела облуправления по защите прав детей Айгуль Тулемисова, этой осенью начали действовать типовые правила именно по деятельности детских домов семейного типа. Теперь они могут существовать как юрлицо. Рассчитан такой дом на 4 – 10 детей. Мама обязательно должна иметь педагогическое образование. Работать параллельно еще где-то родителям не возбраняется.
– При десяти детях, конечно, маме бы дома детьми заниматься, а папе работать, – считает Гульжаухар, – но при тех суммах, что сейчас в законе прописаны, нереально полагаться только на одну зарплату.
По мнению Гульжаухар, нереально и то, что здание для семейного детдома супружеская пара должна иметь уже в наличии. Для многих загвоздка как раз в отсутствии просторного дома или квартиры, а закон, получается, главное препятствие не убирает. Здесь, полагает она, надо делать ставку хотя бы на арендное жилье. Сейчас мама приемных детей готовит письмо в Мажилис и Сенат. С благодарностью, что закон приняли, и с просьбой его доработать.
Кстати, в России форма семейных домов успешно существует. Гульжаухар рада, что теперь они будут открываться и в Казахстане. И на радостях разрешила ребятне нарисовать их будущий дом на стене. Ребята придумали, что он будет 2-этажным, над ним всегда будет светить яркое солнце, и в нем всегда будет открыта дверь. Для таких, как они.