На казахстанских заправках опять образовались километровые очереди. В Алматы самый ходовой бензин, 92-й пока еще есть в продаже, но чтобы залить бак, водителям приходится терпеливо ждать своего часа, сообщает телеканал КТК.
Практически на всех алматинских заправках очереди за бензином выстраиваются с самого утра. Многие еле дотянули до АЗС. Пока топливо в городе отпускается свободно. Но это не везде, говорят автомобилисты.
"Это уже моя вторая заправка, везде огромные очереди. С утра объездил несколько АЗС. На многих говорят, что бензина нет или по талонам. Так и катаюсь по городу, ищу", - рассказывает автовладелец Алихан.
Это уже моя вторая заправка, везде огромные очереди. С утра объездил несколько АЗС. На многих говорят, что бензина нет или по талонам. Так и катаюсь по городу, ищу
Это – на крупных заправках. Мелкие же из-за нехватки горючего ограничили продажу или вовсе закрылись. Другие отпускают его только по талонам. Но достать их порой тоже практически невозможно. В поселках ситуация еще хуже. Ни бензина, ни солярки там нет уже неделю, утверждают водители. Если все же и удается найти горючее, то по запредельной цене.
92-й по 200 тенге покупают! Я сам брал. Ехал в сторону Балхаша, без бензина остался, и пришлось по 200 тенге заправляться
"92-й по 200 тенге покупают! Я сам брал. Ехал в сторону Балхаша, без бензина остался, и пришлось по 200 тенге заправляться", - утверждает один из водителей.
Дефицит бензина в республике, по словам экспертов, дело рук владельцев АЗС и поставщиков. Накануне их в открытую обвинили в сговоре. Мол, продавцы намеренно придерживают продажи, ожидая повышения цен. Кстати, оно, по мнению специалистов, уже не за горами.
Ну, а пока топливо еще не подорожало, автовладельцы запасаются бензином впрок. Многих даже не пугают длинные очереди и часы ожидания. Водители готовы стоять на холоде до поздней ночи. Ведь никто не знает, что будет происходить на автозаправочных станциях страны завтра.
Дефицит ГСМ, с которым казахстанцы сталкиваются практически каждый год, текущей осенью достиг критических масштабов, пишет газета "Время".
По словам, главного эксперта департамента развития нефтяной промышленности Министерства энергетики Нурбека Амангельдыулы, который сообщил, что производственные мощности всех трех казахстанских нефтеперерабатывающих заводов не покрывают потребностей внутреннего рынка по светлым видам нефтепродуктов: даже при полной загрузке этих НПЗ дефицит составляет 30-40 процентов. Восполняется этот недостаток за счет импорта из РФ и других стран. А во второй половине 2014 года поставки топлива из России по ряду причин стали снижаться, что и привело к топливному кризису.
Восполняется недостаток за счет импорта из РФ и других стран. А во второй половине 2014 года поставки топлива из России по ряду причин стали снижаться, что и привело к топливному кризису.
Для стабилизации ситуации правительство увеличило загрузку отечественных НПЗ, перенесен с октября этого года на март 2015-го плановый ремонт Шымкентского завода, импортировано из РФ 68,5 тысячи тонн Аи-92, усилен контроль за незаконным вывозом нефтепродуктов и т.д. Помимо этого часть потребностей внутреннего рынка была покрыта поставками из Китая. Этот шаг оказался эффективным, так что в 2015 году Минэнерго планирует переработать в рамках толлинговых операций около 200 тысяч тонн нефти, что позволит поставить на внутренний рынок порядка 168 тысяч тонн высокооктанового бензина и тем самым снизить зависимость от поставок из России.
Для решения проблемы также разработан план мероприятий по стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов, включающий меры по расширению географии импорта ГСМ, в частности, из Белоруссии и Азербайджана, созданию дополнительных запасов дизтоплива и стабилизационного резерва бензина марок Аи-92 и 93, реконструкцию и модернизацию казахстанских НПЗ и другие проекты и меры.
А вот по мнению главного научного сотрудника Института экономики МОН РК Олега Егорова, дефицит топлива связан вовсе не со снижением поставок нефтепродуктов из России.
"Я думаю, что возникновение в разных местах страны дефицита топлива - это не отсутствие топлива, - сказал он. - Работают какие-то сдерживающие силы, которые, как мне кажется, ожидают в будущем повышения цены на бензин".
Возникновение в разных местах страны дефицита топлива - это не отсутствие топлива. Работают какие-то сдерживающие силы, которые, как мне кажется, ожидают в будущем повышения цены на бензин
Единственный выход из сложившейся ситуации Олег Егоров видит в строительстве хотя бы еще одного НПЗ, поскольку тех, что существуют сегодня в Казахстане, катастрофически не хватает, к тому же они уже морально устарели.
"Новый завод, который может быть построен под кашаганскую нефть на западе Казахстана, - это тот выход, от которого можно ожидать результата в течение трех лет", - отметил эксперт.
Новый завод, который может быть построен под кашаганскую нефть на западе Казахстана, - это тот выход, от которого можно ожидать результата в течение трех лет
Председатель Алматинской общественной антимонопольной комиссии Петр Своик в свою очередь считает неэффективным антикризисный план Минэнерго, поскольку он не решает проблему в комплексе:
"Весь план построен на экстренных стабилизационных мероприятиях. Проскользнула лишь мысль расширять Шымкентский НПЗ, но в целом это называется "нам бы день простоять и ночь продержаться".
Изменить ситуацию в целом, считает Петр Своик, можно, лишь поменяв в целом модель экономики, основанной на экспорте сырья.
Единственный путь, который может сдвинуть проблему с места, - это устранение монополии в нефтяной сфере и налаживание конкурентной среды
А глава Союза потребителей финансовых услуг Айдар Алибаев считает, что "главная причина ситуации, которая сегодня сложилась, - это исключительно неэффективное управление в нефтяной отрасли и сговор, монополизация этой сферы. Поэтому единственный путь, который может сдвинуть проблему с места, - это устранение монополии в нефтяной сфере и налаживание конкурентной среды".
Среди причин, приведших к дефициту ГСМ, главный эксперт комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Дана Мухаметова назвала тот факт, что цена на топливо регулируется лишь на розничном рынке, а на оптовом регулирование отсутствует, что приводит к дисбалансу.