Китайцы уже купили «Вольво» в Швеции, долю в «Пежо-Ситроен», французский дом мод «Соня Рикель» и главный порт Греции. А сейчас китайская сторона активно обсуждает с Казахстаном финансирование 44 индустриальных проектов, пишет газета «Мегаполис».
В прошлом году китайцы заявляли, что готовы построить у нас заводы по производству стекла, цемента и переработке сельхозпродукции. А не так давно председатель президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Тимур Кулибаев сообщил, что Китай намерен профинансировать 44 индустриальных проекта на территории Казахстана.
Казалось бы, что тут плохого? Появятся новые предприятия, технологии и рабочие места. Между тем известный европейский экономист, президент компании AB Marches Антуан Брюне считает, что, приобретая большую часть физических активов какой-либо страны, Китай лишает её будущего и подталкивает к регрессу.
«Сейчас Китай активно крутится вокруг государств, которые переживают не лучшие времена: Венесуэла, Никарагуа, Куба, Аргентина, Греция… Они находятся на краю пропасти, погрязли в долгах и остались без активов. Поэтому им остаётся лишь договариваться об отказе от своего суверенитета в пользу какой-либо великой державы: Китая, России или США… Но раз у Китая самая большая мошна, ему будет проще всего притянуть их на свою геополитическую орбиту», – резюмирует аналитик.
Брюне также процитировал бывшего итальянского премьера Романо Проди, который сказал, что Пекин сейчас определяет промышленную политику Италии.
Китайцы уже купили аэропорт Тулузы, порт Пирея, виноградники Бордо и автопром Volvo. В их руках оказалось 26% предприятия по производству шин Pirelli и комплекс из 18 зданий в Берлине.
В Казахстане за последние три года было реализовано около 10 крупных казахстанско-китайских проектов. Тут и логистические центры, и газопроводы, и переработка угля. Не исключено, что со временем Китай будет вмешиваться и в нашу промышленную политику.
С другой стороны, доходы от китайских производств наполняют бюджет, который изрядно похудел после падения цен на нефть. И трудно сказать, что важнее: непоколебимый суверенитет или заполненная деньгами казна, отмечает издание.