С 1 января 2017 года отменяется ценовое регулирование в ряде сфер для создания равных условий в рамках ЕАЭС, сообщает primeminister.kz. Редакция NUR.kz поинтересовалась, что думают эксперты по этому поводу.
Напомним, в 2015 году были внесены поправки в законодательство по изменению концепции работы антимонопольного органа.
В рамках данной работы в предпринимательский кодекс имплементирован закон «О конкуренции», а также внесен ряд новых изменений и дополнений, сообщил председатель комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции МНЭ РК Серик Жумангарин.
Грядет реформирование системы регулирования цен
«Новая концепция антимонопольного органа - не штрафовать предпринимателя, а уведомить и предупредить о серьезных последствиях нарушений конкурентного законодательства», - подчеркнул Серик Жумангарин.
Одним из главных итогов двухгодичного цикла работы, по словам председателя комитета, станет переход от государственного ценового регулирования на рыночное ценообразование.
«В этих целях сокращен Реестр доминантов - с 900 до 254 субъектов рынка и ведение его предполагается только в отношении субъектов регулируемых рынков в области железнодорожного транспорта, электро- и теплоэнергетики, производства нефтепродуктов, транспортировки нефти, гражданской авиации, портовой деятельности, телекоммуникаций и почтовой связи, а также газа. С 1 января 2017 года ценовое регулирование на данных рынках отменяется. Отмена ценового регулирования введена как мера для создания равных условий в рамках ЕАЭС», - рассказал глава комитета.
Реформирование системы регулирования произойдет путем перехода от ценового к антимонопольному регулированию (это пресечение нарушений, связанных с установлением монопольно высоких цен, ужесточение борьбы с картелями, пресечение вертикальных соглашений и др.).
«В связи с тем, что отмена ценового регулирования может повлечь определенные риски необъективного роста цен на услуги, предусматривается ввести новый вид ценового регулирования общественно значимых рынков в сферах гражданской авиации, железнодорожного транспорта, электроэнергетики и газоснабжения до 2020 года», - отметили в МНЭ РК.
Правительству придется давать задний ход
Известный казахстанский экономист Петр Своик считает, что революционный переход от прямого назначения цен к косвенному присмотру за рыночными доминантами через увещевания и предупреждения не затрагивает сферу классических естественных монополий, где регулирование тарифов сохраняется.
«Однако я бы не спешил успокаивать потребителей услуг энергетики, ЖКХ и транспорта, потому что сейчас ясности нет и в самом Миннацэкономики. Сейчас действует «Концепция тарифной политики до 2020 года», предусматривающая установление предельных (то есть включающих в себя надбавки на обновление и расширение) и долгосрочных (то есть утверждаемых сразу на 5-7 лет) тарифов. Однако девальвация тенге ее практически обнулила, а другой нет. Одновременно и расчет на конкурентное установление цен – как заимствованная у ОЭСР мода – наверняка не сработает в наших краях. Ситуация остается зависшей: правительство явно клонит в ту сторону, из которой ему же потом придется давать задний ход», - отмечает экономист.
Сражения за деньги будут все серьёзнее, а причин, по которым мы можем получать их, все меньше
Экономический обозреватель Денис Кривошеев считает, что 2017 год будет переломным.
«Не думаю, что из посвященных есть те, кто удивился. 2017 год и должен был стать переломным в рамках ЕАЭС. Множество норм, соглашений и прочих договоренностей вступают в силу именно с января будущего года, по многим заканчивается переходный период. В конечном итоге, в рамках союза начнет действовать принцип конкурентного ценообразования с одной стороны, а с другой будет фактически признан импорт инфляции и отказ государства бороться с последствиями роста цен у соседей. Если там цена повышается, то и пропорционально она будет расти здесь», - считает Денис Кривошеев.
Эксперт приводит пример – цены на топливо.
«Дизель держали насильно на уровне 99, субсидируя, заставляя производить и продавать в убыток ресурсодержателей. При этом рынок дефицитный, он зависел от поставок из России, и там партнерам не улыбалось поставлять товар в страну, из которой его можно в серую реэкспортировать. На разнице в цене до сих пор живет весь север, скупая дешевое топливо и продавая его в соседних областях. Очевидно, что баланс еще не найден и рано или поздно ценники на заправках пойдут на верх, вопрос только времени», - уверен эксперт.
Отмена госрегулирования, по его мнению, это так же открытие возможности для перераспределения капиталов на рынке.
«Ожидается, что вслед за данным решением в страну потянутся инвесторы, желающие развивать те или иные отрасли остающиеся до сих пор невыгодными из-за вмешательства государства. Тот же коммунальный сектор, там силовое управление приводит к тому, что частник ни развиваться не может, ни содержать всю эту махину. Даже несмотря на отдельные программы, направленные на поддержку. В конечном итоге, супер-государство может существовать только при нескольких условиях – значительном превышении экспорта над импортом, закрытых границах, малом потреблении импортных товаров и в общем заниженном потреблении, закрытости финансового рынка с обязанностью экспортеров продавать выручку по установленным ценам», - отмечает эксперт.
Так или иначе, по его мнению, переходный период заканчивается, приходит отрезвление.
«За все приходится платить в полном объеме. За идеи в том числе. Мы оказались в положении малых стран, вступивших в Евросоюз, но без соответствующих бенефитов. Из экономики безостановочно вымываются средства, сумма которых снижается и без того, по объективным факторам. Надежды на то, что цены на ресурсы пойдут вверх мизерны, а вот шансы на мировой кризис становятся все больше и больше. Ожидается провал рынка DotCom, который полностью изменит архитектуру рынков и сократит предложения на рынке инвестиций. Сражения за деньги будут все серьёзнее, а причин, по которым мы можем получать их, все меньше», - резюмирует Денис Кривошеев.