Утяжеленные жилеты и одеяла, сенсорные чулки, дыхательные тренажеры.
Заказы поступают со всего Казахстана, но первой жилеты получила костанайская спецшкола для детей с особыми образовательными потребностями.
Таких больше нет
– У нас в школе ученики с разными диагнозами, – говорит директор Гульшат Жумабаева. – Жилеты больше всего подходят для детей аутического спектра. Помогают им концентрировать внимание: эти дети находятся в постоянном движении, а с жилетами бегать и прыгать тяжелее. Первый раз такой из Израиля привезла к нам пять лет назад наш бывший директор Людмила Гринькова. Была там на учебе и узнала о подобном оборудовании.
Сначала родители учеников пытались шить жилеты сами. Получалось плохо: жилеты рвались, песок, которым их утяжеляли, просыпался. Когда предприниматель Айгуль Мустафина (на снимке внизу страницы) решила поставить жилеты на поток, пришла в школу. Советовались, каким должен быть материал, наполнитель. Оговаривали даже такие мелочи, как застежки: ребенок должен самостоятельно с ними справиться. Для этой школы Айгуль сделала одну из первых партий – 28 жилетов. И они уже эффективно используются.
Идея
– Этот проект мы придумали с подругой, которая живет в Алматы, – говорит Айгуль Мустафина. – У нее ребенок-аутист. Она узнала про эти жилеты, про то, что их в Казахстане не делают. Такую методику используют пока только в Европе.
Реализовать идею Айгуль помог проект развития молодежного корпуса Zhasproject. Она написала заявку, получила миллион тенге, которые потратила на приобретение швейных машинок, материалов, аренду здания. Все жилеты, которые сшили в рамках проекта, раздавали бесплатно – и учреждениям, и отдельным семьям.
За это время Айгуль поняла, что продукция востребована: на республиканских семинарах к ней подходили представители реабилитационных центров, руководители школ-интернатов. Подобные жилеты в Казахстане негде было взять. Заказывать за границей очень дорого. А здесь свой качественный продукт. Поэтому проект завершился, а производство сейчас вышло на новый уровень. У бренда «Кiшкентай» появилась новая продукция: утяжеленные одеяла, сенсорные чулки, тренажеры-игры для дыхательных упражнений.
Семья
Над продукцией бренда «Кiшкентай» работает вся семья Мустафиных: Айгуль – и швея, и менеджер, ее супруг Булат логистикой занимается, товары развозит, логотипы придумывает (несмотря на то что у него свое дело). Но главная здесь Дина Маликовна, мама Айгуль. Без нее не было бы жилетов. Она профи, училась в Ленинграде на технолога швейного производства, работала на комбинате. Правда, такие жилеты шить не приходилось. Освоила технологию самостоятельно. Непросто было определиться с материалами.
– Я целый месяц изучала, как же шьют эти жилеты, как наполнитель рассыпать, – рассказывает Дина Маликовна. – Думала, сначала отдельные мешочки сделать, но потом стала застрачивать вначале целиком по вертикали, после каждый кармашек отдельно по горизонтали. Ткань оксфорд, она прочная, водоотталкивающая. Наполнитель ПНД – полиэтилен низкого давления. Из него делают пластиковую посуду, трубы. Не так просто его достать: обычно его вагонами продают, а нам два мешка надо было...
За день шьется один жилет. С одеялом возились дольше, вся семья помогала. Оно ведь тяжелое, 12 кило. Айгуль говорит, что такие одеяла не только для детей с особенностями заказывают. Они помогают тем, у кого проблемы со сном.
В семейной мастерской трудится и младшая сестра Айгуль, Тогжан. Она учится в 7 классе, но после уроков помогает комплектовать наборы игр для дыхательных упражнений. Игры они заказывают в России, частично делают тренажеры сами. Вроде бы просто: нужно сдуть бабочку, которая сидит на цветке, задуть мяч в ворота. А эти упражнения помогают развивать речь. Костанайские логопеды уже заинтересовались такими тренажерами.
Пять кило
Мы с Нурией (это старшая дочь Айгуль) тестируем жилеты. Нурие всего семь, но она уже помогает в семейном деле: например, служит моделью для примерки жилетов – ей достаётся маленький жилет, мне – пятикилограммовый. Вообще, он рассчитан на вес 65 кг. Во мне почти на десяток кило меньше, поэтому жилет ощущается сразу. Бегом поднимаемся по лестнице – тяжеловато. Потом подпрыгиваем вверх, сложнее всего приземляться: ноги подкашиваются от непривычного веса. Через 10 минут мне становится жарко. Жилет ощущается всё сильнее. Облегченно вздыхаю, снимая.
– Вот вы чувствуете свое тело, а дети-аутисты нет, – объясняет Айгуль. – Поэтому им жилеты нужны еще и для того, чтобы лучше изучить себя. Тем, у кого ДЦП, жилет дает нагрузку, помогает тренировать мышцы. А вообще, они разным детям подходят. У нас их не только для особенных детей заказывают.
Четверо
– Сколько у вас детей???
Айгуль уже привыкла к этому вопросу. Почти каждый, кто узнает, что у этой милой женщины четверо, переспрашивает. А у нее многодетная семья, да! И Айгуль считает, что это не повод обращаться к государству и просить о помощи. Они справляются. Правда, удивительно, как успевают это делать: старшим двойняшкам – семь, они помимо основной еще и в музыкальную школу ходят – Алпамыс на флейте играет, Нурия на фортепиано. Средней Амине – пять, младшей Камшат – три. Она любит книги: когда мы пришли, листала... английскую азбуку.
Впрочем, неудивительно с такой-то мамой: Айгуль закончила вуз в Астане с красным дипломом, училась в Польше. А сейчас, несмотря на то что забот полон рот, успевает еще и продолжать учиться – берет уроки вокала, играет на гитаре...
Мама у нее такая же боевая: приехала из Кызылорды по программе переселения, закончила бизнес-курсы. Такое ощущение, что эта семья свою энергетику вкладывает в продукцию, которую производит. Надеваешь их жилет и понимаешь: особенный!
Мария ШИЛО
Фото Константина ВИШНИЧЕНКО