Наш собеседник – Андрей ВАЖЕНИН, главврач Челябинского областного клинического центра онкологии и ядерной медицины, профессор, доктор медицинских наук. Он в составе российской делегации на этой неделе побывал в Костанае.
– Андрей Владимирович, рак действительно молодеет?
– Вопрос спорный. Не могу сказать, что рак молодеет. Когда берешь статистические данные, пропорции все те же. Да, количество заболевших растет, но доля молодых одна и та же.
Рак – плата за то, как мы живем, чем питаемся. В 90-е годы ученые столкнулись с тем, что поколение в Америке, выросшее на птице промышленного производства, напичканной гормонами, страдает аллергиями. Больше случаев рака молочной железы, простаты.
– Правда, что если человек курит, рано или поздно придет к онкологу?
– Курение относится к факторам риска. Тот, кто курит всю жизнь, может умереть и от инфаркта, и от атеросклероза и не дожить до рака.
– Многие считают, что рак у Фриске, Заворотнюк – следствие уколов молодости, ЭКО.
– ЭКО – штука достаточно опасная для организма. Об этом мало пишут. При ЭКО проламываем как бы сопротивление организма, вводим колоссальные дозы гормонов. Риск у женщин, перенесших ЭКО, заболеть одним из гормонозависимых видов рака (тела матки, яичников, молочной железы) очень высок. Увлечение клеточными технологиями рискованно, мы нарушаем природу. Фриске лечили грамотно. Но опухоль у нее была неизлечимая. Чудес в онкологии не бывает.
– Значит, упор нужно делать на профилактику?
– Разговоры о профилактике в онкологии от лукавого. Первичная профилактика невозможна. Это ведь не грипп, от которого есть прививка. В онкологии важнее управление смертностью. Должна быть система раннего выявления, в ранней стадии онкозаболевания управляемы.
– Многие онкозаболевания протекают бессимптомно. Как понять, что пора к врачу?
– Технологии, которые дают эффект и работают – профосмотры, диспансеризация. Нужно периодически проходить осмотр у маммолога, стоматолога, гинеколога, проктолога и делать флюорографию. Причем приходить к докторам нужно как минимум один, а лучше два раза в год. То есть опухоль вы не предотвратите никакими мерами. Но при ранней диагностике есть большая вероятность успешного лечения.
– Стрессы являются пусковым механизмом онкопатологии?
– Никаких научных работ, подтверждающих этот факт, нет.
– Сейчас в тройке распространенных патологий рак легкого, прямой кишки. Еще лет 15-20 назад лидировал рак желудка. С чем это связано?
– Изменился образ питания. В магазинах фрукты, овощи круглый год. В 50-х годах прошлого века рак желудка был распространен у американцев. Так вот руководство страны законодательно ввело ланч в 11 часов для всех форм собственности. И через 15-20 лет случаев рака желудка стало меньше.
Но риски все равно велики. Я помню, ребенком приходил из школы, бабушка ждала меня с супом, со вторым и третьим блюдами. Сейчас такого нет. Сладкие газированные напитки, сэндвичи, еда с гормонами, антибиотиками – все это может запустить онкопатологии.
– Андрей Владимирович, голодание полезно?
– Что голодание, что переедание – стресс для организма. Но все хорошо в меру. Насиловать организм нельзя. Например, автомобиль. Если вы о нем заботитесь, вовремя проходите техосмотр – у машины будет один срок службы. И другой, если авто работает на износ и без заботы. Человек тот же биохимический автомобиль.
– Рецепт здоровья от вас?
– Даже если вести абсолютно здоровый образ жизни, нет никаких гарантий, что будете здоровы. Ведь здоровье зависит в том числе и от окружающей среды. И даже если вернуться в век каменных пещер, то и там были нездоровые факторы. Например, люди ели канцерогенную пищу – жаренное на углях мясо. Так что ведите размеренный образ жизни, регулярно наведывайтесь к докторам, оградите себя от вредных привычек, потому что любая крайность, как уже говорил выше, не есть хорошо.
Фото Ксении ЖИЛКИБАЕВОЙ