Слушать Послание главы государства было, надо сказать, гораздо интереснее, чем просто читать его текст. Мне кажется, что Президент почувствовал, что в стране наступило какое-то затишье, создалась некая подвешенная ситуация. А на носу новые выборы в Парламент, и нужно ставить новые стратегические задачи, особенно для правящей партии. Это, с одной стороны. С другой, Глава государства очень четко показал: бразды правления он не теряет, очень точечно чувствует проблемы, которые волнуют общество. Обычно в Послании определяются приоритеты, излагаются цели. Это мировая практика. Но нынешнее по существу прозвучало в новом формате. Обращение Президента напоминало расширенное заседание правительства, он поднимал то одного, то другого министра, попутно требовал какой-то отчет. С учетом новых подходов это, наверное, оправдано.
Кроме того, Президент очень четко показал, что знает все болезненные для народа моменты - и в экономике, и в продвижении демократии. А главное, дал понять, что видит перспективы. И что они социальной направленности. Говорил о повышении заработной платы, в том числе в квазигосударственном секторе. Обратился к крупным компаниям. Я думаю, что появятся и конкретные механизмы - как увеличить заработную плату и в частном секторе экономики.
Достаточно много и, я бы сказал, традиционно, Президент говорил о правоохранительных органах. Он очень четко дал понять: народ мало доверяет судам. Глава государства в последнее время в своих выступлениях не устает повторять одну и ту же фразу: единый критерий работы правоохранительных органов и судов - доверие общества. Поэтому и теперь об этом напомнил. Сказал, что посылал в другие страны изучать опыт, и надо уже показывать результат. Я думаю, что реформы в правоохранительной системе продолжатся. Ту же полицию могут избавить от несвойственных ей функций. И оставить только одну - охрана общественного порядка. Пока она отвлекается, например, на охрану властных и крупных хозяйственных объектов - для полиции это дополнительный финансовый источник. Значит, будут искать бюджетные возможности.
Нельзя исключить, что уголовно-исполнительную систему либо сделают самостоятельной структурой, либо снова передадут в органы юстиции. Да и такая составляющая в работе правоохранительных органов, как расследование уголовных дел, может подвергнуться изменениям. Казахстан в свое время создал Следственный комитет, но не очень продумал «правила игры». В результате этот узел Президенту пришлось разрубить. А та же Россия Следственный комитет создала, и он очень успешно работает. Помню, россияне даже просили меня сделать для них заключение, почему в Казахстане эта идея провалилась, чтобы самим избежать ошибок. Отделение охраны правопорядка от следствия - это мировая практика.
Надо сказать и о науке. В новом Послании Президент снова говорил о вузах, об их оптимизации, об опыте Назарбаев-университета. Мне кажется, Глава государства понимает, что с казахстанской наукой что-то не так. И что надо что-то делать, особенно если учитывать мировые тенденции. Но что, ему пока никто не подсказал. Министр образования Сагадиев, на мой взгляд, сам не знает куда идти. Это же неправильно, когда наукой руководят чиновники. Академия наук - это отдельная сфера деятельности. Это как все понимают, что чего-то сделать в принципе нельзя. Но находится тот, кто не знает, что сделать нельзя. И делает, создает. Нельзя искусственный интеллект создать в плановом отделе швейной фабрики. Поэтому Президент и проявляет озабоченность этой проблемой. Не исключаю, что здесь нас тоже могут ждать реформы.