Следственные судьи не рассматривают конкретные дела. К их полномочиям, как указано в УПК, «относится осуществление судебного контроля за соблюдением прав, свобод и законных интересов лиц в уголовном судопроизводстве». Другими словами, еще до того момента, когда конкретное уголовное дело поступит на рассмотрение в суд.
В суде №2 Костаная с этого года три следственных судьи - Амангельды Калмухамбетов, Ляззат Мухамеджанова и Алтын Байжуманова. Когда новый УПК и новая фигура следственного судьи были на уровне обсуждения, у действующих судей возникало немало вопросов, как это будет осуществляться на практике. Отмечалось, что больше всего в таком судье заинтересованы адвокаты - они могут еще на стадии следствия пожаловаться на действия того же следователя, дознавателя или, наоборот, их бездействие в разрешении, например, каких-то ходатайств.
Что сейчас? По словам Ляззат Мухамеджановой, пока особой нагрузки на следственных судей нет. Они умеренные. И проблем особых тоже нет. Хотя есть особенность - очень ограниченное время для рассмотрения поступившего заявления. Например, дать или не дать санкцию о наложении ареста на имущество человека, который находится под следствием, надо решить в 24 часа.
Сама санкция на арест имущества, когда в рамках уголовного дела имеется гражданский иск о возмещении вреда, - это тоже новое в полномочиях следственного судьи.
С начала года в суде №2 Костаная даны уже 57 санкций. Большая часть касалась арестов обвиняемых, и только в отношении двоих - арест имущества. Первый - это директор автобазы (дело о хищении вверенного имущества), следствие ведет служба экономических расследований департамента госдоходов. Было арестовано как личное имущество директора, так и самого предприятия. Второй - руководитель областного управления по вопросам молодежной политики (статья 361 Уголовного кодекса «Злоупотребление должностными полномочиями). Дело возбудил департамент Агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции, речь о нарушении процедур при проведении госзакупок. Здесь суд дал санкцию на арест личных счетов чиновника. Их несколько в разных банках, на всех - мизерные суммы.
По словам Ляззат Мухамеджановой, пока новыми возможностями плохо пользуются адвокаты. За полтора месяца к следственным судьям поступило лишь 12 материалов на действия (бездействие) и решения прокурора, органов уголовного преследования.
Почему? Мы попросили ответить на этот вопрос председателя президиума коллегии адвокатов Костанайской области Рамиля Хисматуллина:
- Пятеро адвокатов такие попытки предприняли. В принципе же надо дать время.