Большей частью потому, что его нет и у родителей.
Информация об этом прозвучала на пресс-конференции в Костанае, которая была организована областным филиалом Казахстанского бюро по правам человека. В разговоре также участвовали старший инспектор отдела управления миграционной полиции ДВД области Надежда Юртаева и руководитель отдела регистрации актов гражданского состояния аппарата акима Костаная Гульнара Туркибаева.
Проблема, увы, не нова. Как сообщила юрист филиала бюро по правам человека Махаббат Кадралинова, только за последний год им пришлось дать более пятисот консультаций по вопросам гражданства. Среди обратившихся также были двенадцать женщин, имеющих не одного ребенка, которые не задокументированы. Люди приходят в бюро, потому что либо ничего не могут решить в соответствующих органах, либо, опасаясь санкций, туда не идут. Но путь решения проблемы все-равно один - действовать официальным путем. Еще 20 лет назад Казахстан ратифицировал Конвенцию «О правах ребенка», однако ситуация почти не меняется. В республике три самых проблемных области - Костанайская, Акмолинская и Южно-Казахстанская. Что самое печальное - с каждым годом детей без документов становится все больше. Потому что в Казахстане ребенок приобретает гражданство не по признаку, где рожден, а по крови. То есть зависит от гражданства родителей.
По словам Гульнары Туркибаевой и Надежды Юртаевой, каждый случай индивидуален. Однако главная проблема лежит в правовой плоскости. А стандарты госуслуг не позволяют госслужащим для решения проблемы человека сделать хотя бы какие-то неофициальные шаги. На пресс-конференции на конкретном примере это хорошо показала Гульнара Туркибаева.
На что надежда? На волю государства. С 2016 года в Казахстане заработал институт уполномоченного по делам ребенка. Там просто обязаны заметить «негосударственных» детей.