Закон позволяет это уже семь лет. А два года назад на III форуме Тюремной реформы Генпрокуратура называла эту тему «бородатой», предлагая «расшевелить болото». Потому что браслеты, как и покамерное содержание осужденных – это мировая практика, не внедрив которую мы не поднимемся до уровня развитых государств. Проблема уперлась в деньги. МВД должно было выделить до 2,5 миллиарда тенге, но в последний момент бюджетные средства оказывались нужнее в другом месте. Свои услуги предлагал даже «Казкосмос», государство посчитало – дорого.
И на днях министр внутренних дел Калмуханбет Касымов заявил: электронные браслеты внедрят в будущем году. Но покупать их, как и само серверное оборудование, не будут. Проблему решат за счет государственно-частного партнерства. По сути, браслеты арендуют у завода-изготовителя, построенного в Алматинской области. Речь идет о шести тысячах браслетов для тех, кто осужден условно или к ограничению свободы.
По словам начальника по руководству службами пробации облдепартамента уголовно-исполнительной системы Каната Рыщанова, они ждут внедрение браслетов. Подопечных с каждым годом всё больше: политика государства – меньше сажать, больше воспитывать. Вот и семь колоний по республике закрыли. Однако, заметил Рыщанов, о практической подготовке речи пока нет.