Человек этот известен среди верующих. Он один из основных основателей Духовного управления мусульман Казахстана и школы исламской юриспруденции.
Занимал многие годы различные высокие должности: был имамом алматинской мечети, заместителем председателя Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК), ректором Казахского Исламского университета. С 2000 года – наиб-муфтий, заведующий отделом Шариата, Фетвы и по делам религии ДУМК. С 2000 года – ректор Исламского института повышения квалификации имамов РК. Владеет чеченским, ингушским, арабским, казахским, турецким и русским языками. Был и муфтием Чечни. И тогда был очевидцем действий экстремистов.
Организаторы визита Мухаммед Хусейна Алсабекова в наш регион - управление по делам религий и филиал ДУМК. Вместе с уполномоченным имамом области Бахытбеком Тажимбетом и представителями чечено-ингушской диаспоры этнокультурного центра «Вайнах» гости встретились в доме «Қоғамдық келісім», чтобы поговорить о религиозной грамотности населения и профилактике экстремизма. Также М. Х. Алсабеков встретился с представителями чечено-ингушской диаспоры в с. Кушмуруне Аулиекольского района. Высокий гость уверен, что для укрепления межконфессионального согласия важно следовать ценностям казахстанского общества и нормам традиционного ислама.
«Об экстремистах сужу по их делам, а не словам, - говорит Мухаммед Хусейн Алсабеков. – Вы спросите: почему в свое время прибывшие в Чечню религиозные сектанты чувствовали себя привольно? Да, правда, они были грамотные, подготовленные. Многим казалось, что это такие же мусульмане, как и мы с вами. Наши братья. Поэтому и отношение к ним было заведомо уважительное.
К тому же не будем забывать, что в то время нарастало напряжение в переговорах между чеченским руководством и Кремлем. Я в те предвоенные дни неустанно призывал руководство России и Чечни к миру, говорил, что война не решит проблем, окажет разрушительное действие. К сожалению, мой призыв к мирному решению вопроса не был услышан...
А теперь наши народы пожинают горькие плоды решений тех людей, которые не прислушались к голосу разума и сердца... Сколько судеб поломано – кто-нибудь такую статистику вел? Да и как произвести такие подсчеты? Экстремисты, которые обещали чеченцам военную поддержку, в это время предпочитали отсиживаться высоко в горах, посылая вместо себя в бой местных безусых мальчишек. И эти люди, исповедовавшие заблудшие взгляды, принесли неисчислимые бедствия и страдания чеченскому народу, ввергнув его в войну и нищету.
Все эти годы я провел в Чечне по просьбе местных жителей и делал все, что было в моих силах, дабы сохранить мир на этой многострадальной земле. И лишь когда увидел после окончания первой чеченской войны, что вера стремительно политизируется, я уехал оттуда, получив на это разрешение Совета Алимов Чеченской Республики... Я принял окончательное решение вернуться к себе на родину, в Казахстан. Для меня вера – это главное».
«Коран» с арабского переводится как «чтение». А чтение предполагает наличие образования. Разве не так? Поэтому тот, кто говорит, что знания нам не нужны, что они нам вредны, на деле является врагом ислама. Мы выступаем за накопление человечеством знаний и их разумное использование. Потом, чтобы понять и в полной мере постичь суть Корана, одного начального образования мало. У нас тоже есть свои ступени роста, начиная от мусульманских школ, институтов и заканчивая мусульманской докторантурой и аспирантурой. В исламском мире очень много просвещенных интеллектуалов, которые знают назубок все аяты Корана. Поэтому, если ошибется один ученый в трактовке Священного писания, всегда найдутся тысячи других, способных исправить его ошибку. Коран – это свет божественной истины.
Кто такой мусульманин? Это человек, покорившийся воле Аллаха. Писание, ниспосланное Аллахом – Коран, это великая милость от Аллаха и свод Его законов. Откройте Коран и прочитайте, что сказано в суре «Ночной перенос». А сказано там следующее: «Господь твой повелел не поклоняться никому, кроме Него...». Как можно увидеть, здесь все очевидно и ясно. Если вы мусульманин, то не должно быть поклонения кому бы то ни было, кроме Аллаха. Но почитать аруахов без поклонения, приносить жертвоприношение во имя Аллаха - приветствуется шариатом. Мы почитаем своих дедов и родителей при жизни – это обязанность вмененная человеку Аллахом. Так почему мы не можем почитать их после того, как они отправятся к милости Аллаха?»
Все мы мусульмане-братья. Нам нечего делить. И это то, о чем мы всегда должны помнить. Расскажу вам одну историю, раскрывающую в полной мере величие духа Абсатара-хаджи, его незаурядный ум. Как-то раз во время одной из наших бесед он сказал мне: «Выступайте чаще с призывами к миру среди прихожан». На что я осмелился возразить: «Но мы ведь и так в своих проповедях уделяем достаточно места этой теме». И он мне тогда ответил: «Даже если вы в один день сто раз обратитесь к мусульманам с призывом к миру – этого не будет достаточно». Смотрите, какая глубокая мысль заложена в этих словах».
Из интервью, опубликованного в газете «Литер»