Жительница Карабалыка Гульнара ГАБУР – гражданка Приднестровья. Государство это откололось от Молдавии в 1990-х и до сих пор не признано. У Гульнары из-за этого большие проблемы.
Непризнанное государство
Гульнаре 47. Она живет с необычной для наших краев фамилией и необычным паспортом темно-синего цвета. Мечтает стать гражданкой своей родины, но не получается.
Приднестровская Молдавская республика (ПМР) провозгласила независимость от Молдавской СССР и в 1992-м после вооруженного конфликта полностью отделилась. Молдавия не признала это отделение. В стране сейчас 500 тысяч человек, есть свой президент. Однако ситуацию с ПМР официальные источники сегодня характеризуют как «вялотекущий диалог по разрешению конфликта» или «замороженный» конфликт. Гульнара в девяностые стала гражданкой этой «замороженной» страны и уже более двадцати лет не может расхлебать последствия.
Война
С мужем она познакомилась после школы. Он служил в Казахстане, приехал из братской Молдавской ССР. Парень покорил сердце девушки и увез ее из нашего Карабалыка. Шел 1990 год. Молодые приехали в городок Слободзея. Гульнаре пришлась по душе Молдавия: тепло, красиво, все города и поселки недалеко. Но грянула война. Наша землячка оказалась в самом эпицентре событий. Видела обстрелы, ранения и смерть, раскол общества и полную его радикализацию. С семьей мужа Гульнара оказалась по левую сторону Днестра и, соответственно, политической баррикады. Работала медсестрой в госпитале, видела, как вывозят трупы из реанимации, которую бомбили с правобережья и охраняли 15 БТРов...
Когда 14-я армия генерала Лебедя остановила войну между Молдовой и Приднестровьем, Гульнара радовалась вместе с другими местными жителями. Прожила в Слободзее еще десять лет. Моталась на Украину «челноком». Нужно было определяться с гражданством – Молдавия или Приднестровье. Поскольку жизнь протекала на левобережье, она буквально в последний момент отказалась от молдавского гражданства, сменив его на гражданство республики ПМР. В последствия политического противостояния не вникала, потому и предположить не могла, чем обернется ее решение.
Не подсказали...
В 1999-м Гульнара развелась с мужем и решила вернуться в Казахстан. Оформила вид на жительство в РК, устроилась работать, съездила дважды в ПМР для оформления документов, уже тогда решив, что будет получать казахстанское гражданство. Тогда сотрудники миграционной службы не обратили ее внимание на самое главное:
– Никто не сказал, насколько важно было в последний мой приезд в ПМР отказаться от приднестровского гражданства. Когда вернулась в Казахстан окончательно, материальной возможности ездить в Приднестровье у меня уже не было, – рассказывает Гульнара.
Женщина в Казахстане живет 17 лет. Сошлась с мужчиной в Карабалыке, родила двух дочерей. Но этот союз тоже не сложился, сейчас дочек воспитывает и обеспечивает сама. А к журналистам обратилась лишь затем, чтобы узнать, может ли ей кто-то помочь в оформлении документов. Она хочет быть уверенной в завтрашнем дне, иметь социальную защиту, возможность устроиться на работу в госструктуру.
Шанс
Сотрудники миграционной полиции знают Габур в лицо и сделали всё, чтобы задокументировать ее. Но Приднестровскую Молдавскую Республику не признает и Казахстан. А это значит, какой бы документ Гульнара ни привезла из ПМР, для наших госорганов он не имеет силы. Сейчас женщина в статусе лица без гражданства, потому и паспорт темно-синий. Его срок истекает в 2023 году. Что дальше? Она не знает.
Если она нарушит закон, ее могут депортировать в ПМР. Если найдет деньги и сама туда поедет за отказом от гражданства ПМР, то нет гарантии, что ее впустят обратно или не привлекут за нарушение миграционного законодательства уже в самом Приднестровье или по пути следования.
Мы попытались найти выход. Юрист Костанайского филиала Международного бюро по правам человека Махаббат Ахметбекова подтверждает: проблема отсутствия юридических коммуникаций Казахстана с непризнанным государством не позволяет решить ситуацию.
– Однако у нас есть коммуникации с госорганами Республики Молдова, – говорит она. – Мы всё же попробуем помочь женщине. Возможно, в ее биографии и следах регистрации по месту жительства есть обстоятельства, которые позволят зацепиться за дальнейшее оформление – это уже покажут ответы на наши запросы. Ведь в Приднестровье существуют небольшие территории, так и не включенные в ПМР, оставшиеся под юрисдикцией Молдовы. Будем разбираться.
Татьяна МАКАРОВА, Карабалык
Фото автора