Почему город называется Житикара, точно не знает никто. Местный писатель Токтарбай ТУРСУНОВ по крупицам собирает исторические сведения. Нам он поведал три легенды о том, как появилась Житикара.
Версия №1 – «Горная». Предположительно в конце XIX века в наших краях возникло поселение, которое называлось «Веселый аул». Жили здесь казахи-кочевники. Каждый раз, возвращаясь с работы домой, виделись им семь черных точек. Возвышенности, служившие ориентиром для рабочих, дали название аулу: «семь гор – жеті гора».
Версия №2 – «Любовная». Жил в наших краях бай, и была у него дочь Ақ-Қарға. Самые богатые женихи сватались к ней, но девушка любила бедного джигита по имени Житикара. Когда Ақ-Қарға узнала, что отец хочет выдать ее замуж за богатея-старика, решили влюбленные ночью бежать. Утром баю сообщили о побеге дочери, и он приказал догнать беглецов. Как не гнали лошадей молодые, вскоре поняли, что спасения нет. Тогда джигит сказал своей возлюбленной: «Чем жить без тебя, лучше умереть!» Поцеловал девушку, упал на землю и стал каменной горой. Залилась слезами Ақ-Қарға, конь ее свалился замертво, а девушка, едва коснулась земли, тоже стала горой. В ясную погоду Житикара и Ақ-Қарға видят друг друга, но приблизиться не могут.
Версия №3 – «Опять любовная». Эта история про дочь бая, которую звали Айя. Бай хотел породниться с Великим ханом, отдав свою дочь за него. Но Айя любила бедного юношу по имени Ақ-Жарык. Отец решил разлучить влюбленных. Послал Ақ-Жарыка на самое далекое свое стойбище, а сам в это время перекочевал в другое место.
Ақ-Жарык добросовестно выполнил задание и вернулся назад. Но аула не обнаружил. Он искал его изо дня в день. Шел по степи, измученный жарой и голодом, и уж было потерял всякую надежду, как вдруг увидел Синюю скалу. Решил с ее вершины осмотреть местность. Тяжело было лезть, парень подбадривал себя словами: «Жеті қара, жеті қара!», что означало: «Смотри зорче! Смотри пристальнее!» С вершины он увидел аул своей любимой. Обрадовавшись, закричал, но резкий порыв ветра скинул его ослабевшее тело вниз на острые камни.
Умирая, юноша шептал: «Жеті қара, жеті қара!» Ветер подхватил его слова, запутал в ковыль-траве, а та напела их местному акыну. Акын сложил песню, услышав которую Айя поняла, что Ақ-Жарык погиб. Заплакала девушка, ее слёзы, падая на землю, превращались в белое золото. В знак траура распустила она свои длинные косы, и рассыпались они по земле седыми нитями асбеста... А бай остался на этом месте навсегда, и назвал его Житикара.
Наталья СУДАКОВА, газета «Житикаринские новости»