Это макет. И это подарок луганских поисковиков. Наши земляки оказались у них в гостях по итогам поисков могилы своего родственника-фронтовика. Кусаин Киякбаев погиб, защищая Меловской район. Он находится на границе Украины и России.
На могиле супруги Кусаина, которая похоронена в Карабалыкском районе, теперь лежит горсть украинской земли, растут дубки, выкопанные в лесах Луганской области. Талгат Киакбаев и Калыбек Султанов выкопали их близ братской могилы, в которой похоронен их дед и прадед. У Кусаина вообще-то фамилия тоже Киакбаев. Записали неправильно. Поэтому и не могли родные долго найти следы предка: сначала информация была закрыта, а когда появилась в свободном доступе, не могли найти из-за буквы. Кусаин родился в ауле Еркеншилик, что раньше был на территории Карабалыкского района. Оттуда и уходил на войну. Пропал без вести. Родные не раз писали в Подольск, в архив, но данных не было. Решили поискать фамилию с измененной буквой. Нашли! Именно 9 мая этого года!
Кусаин Киякбаев погиб в Меловском районе Ворошиловградской области 21 декабря 1942 года. Был захоронен в братской могиле близ хутора Ворошилов. Киакбаевы решили поехать, обратились к администрации региона, те посоветовали местное поисковое объединение. «Приезжайте!» – сказали волонтеры военно-исторического клуба «Плацдарм». В это объединение входят взрослые состоявшиеся люди – руководители, врачи. Их объединяет желание сохранить следы войны для истории. Члены клуба «Плацдарм» встретили Киакбаевых, отвезли на место, где в 50-х годах были обнаружены останки их предка, затем на братскую могилу.
А в память о деде подарили им макет боевого снаряда с гравировкой: «Кусаин Киякбаев. 1908-1942 гг.» Костанайцев тронуло не только доброжелательное отношение: в лесах Луганской области до сих пор металлоискатель зашкаливает – памятки войны на каждом шагу. Волонтеры объединения собирают экспонаты в музей, собирают подлинную информацию о боях. Они говорят, что слухи о нынешней ситуации в Луганске преувеличены. По крайней мере, в Меловском спокойно. Но члены объединения знают: если забывается одна война, обязательно случится другая. «Плацдарм» борется за то, чтобы этого не допустить. Пусть и в пределах небольшого района страны, раздираемой политическими противоречиями.
Игорь СВИРКОВИЧ
Фото из семейного архива