Такая мера наказания стала возможна благодаря установке новых знаков «Купание запрещено!» на еще большем числе мест для отдыха на природе.
В среду 1 августа сотрудники городского акимата провели специальный рейд с представителями управления по ЧС и установили за один день еще несколько новых знаков.
Район КЖБИ. С одной стороны благоустроенный пляж «Махито», напротив заброшенная, утопающая в грязи, пластиковых бутылках и мусоре территория, которую с трудом можно назвать местом для купания. Но, похоже, это видится не всем.
На берегу в момент нашего приезда загорали женщина с ребенком. Увидев официальные машины и журналистов, отдыхающие поспешили удалиться.
- Мне трудно понять, почему люди выбирают такие места для отдыха. Напротив оборудованный пляж, все условия, главное из них - безопасность на воде. Вход всего 500 тенге, это же не так дорого, а они рискуют жизнью, и не только своей, но и родных, - говорит руководитель отдела ЧС акимата Костаная Геннадий Колчанов.
Пока Геннадий рассказывал о том, что делают спасатели, чтобы обезопасить отдых самих же отдыхающих, рабочие вбивали знак на берегу. Работа не долгая - на установку всего несколько минут. Другой вопрос, что сколько знаков ставят - столько народ их самовольно и убирает:
- По городу 11 знаков уже стоит. Работу начали с мая. А проезжаем по некоторым участкам - как и не ставили. Знаки дают возможность полицейским штрафовать купальщиков, которые бездумно рискуют жизнью. Штраф около 5 тысяч тенге. Но сами понимаете, расстояния большие, полицейские не могут днем и ночью дежурить на водоемах.
Инженер УЧС Таштемир Кускуланов с болью вспоминает последние происшествия:
- 18 июля на «Ак-Шанарыке» 18-летний парень утонул. Сам из Наурзума был, приехал поступать на учебу. Пошли купаться с другом. Ни один ни другой плавать не могли. Утонул. А 19 июля мальчик 13 лет в районе дач «Элеваторщик», где искусственный водоем, утонул. Всей с семьей отдыхали. Приехали к нам в гости из другой области. Увидели, что ребенок тонет, тут же нырнули, но откачать не смогли. Скорая приехала, тоже откачать не смогла.
- Когда вдруг как гром среди ясного неба происходит беда, гибнет человек, это же стресс для всех, кто стал свидетелем, - рассуждаю я, слыша такие страшные истории.
- Да, знаете, по-разному, я был, например, очень поражен, что человек утонул, это тот случай когда я лично выезжал 18 июля на "Ак-Шанырак", а отдыхающие рядом как резвились в воде и заплывали далеко, так и отдыхали, - задумчиво проговорил Таштемир.
Следующий наш путь пролег в район КСК. Так называемые корейские поля. Тобол протекает за домами частного сектора в районе Дворца молодежи.
- Я сам родился в этом районе и тоже в детстве часто убегал от родителей на водоем. Знаю, что здесь очень опасные места, есть водовороты, глубина приличная, беда, как говорится, рядом, может, хоть знак кого-то остановит, - говорит Геннадий.
На берегу сидит пожилой мужчина-рыбак, спускаюсь к нему поближе. Разговорились. Объяснила, зачем мы таким составом прибыли в эти отдаленные от города места.
- Конечно, надо предупреждать молодежь быть осторожнее любыми способами. Я сегодня свидетелем стал: мальчишки лет 15 пришли сюда купаться. Одни с обрыва прыгают, другие на дерево забрались, с него в воду ныряют. Течение их несет, а вдруг что? Один вообще в глазах так и стоит. У него, видно, травма какая-то была, одной руки по локоть нет, а он опять страшные приключения ищет. Говорю: «Малец, ты что же делаешь?! Зачем жизнью рискуешь?! Да кто же меня, старого, слушает? У самого уже внуки, правнуки, страшно, когда вот так бессмысленно дети могут погибнуть,- вздыхает 80-летний Юрий Дмитриевич.
Пристально следить за безопасностью на воде сотрудники будут вплоть до сентября, пока будет стоять жара. Дальше число желающих купаться пойдет на спад. Спасатели на время выдохнут.