Не спросишь Каина...
История – это, прежде всего, опыт. Гражданская война в Российской империи оставила его очень много. Противостояние красных и белых было крайне трагическим. Мы восстановили плиту и хотим немного рассказать о тех событиях, которые происходили вокруг нее 100 лет назад.
Историки считают, что к весне 1918 года отношения между различными политическими силами, социальными группами в России и на ее национальных окраинах обострились. Политические партии не нашли консенсуса и даже не пытались найти его. Политические силы Казахстана либерально-буржуазного и радикально-демократического направлений также не смогли найти мирного разрешения вопроса. Неудивительно поэтому, что первая четверть ХХ века обагрилась кровавым братоубийством. Не спросишь Каина, где его брат Авель, ибо убиты оба.
Весна 1919 года подарила кустанайским степям большое количество братских и одиночных могил. Поскольку прошел почти век с той далекой и легендарной поры, весьма непросто определить, кто же покоится в них – красные, белые или мирные жители, случайно угодившие в молох войны.
Версии
На сельском погосте поселка Карагайлы (ныне Шокай) находится братская могила, просевшая от времени. Долгие годы за ней никто не ухаживал. Возможно, последний приют был как-то отмечен, но безжалостное время и частые степные пожары оставили только безымянный холм.
В апреле 1919 года в селе Марийнском Атбасарского уезда началось антиколчаковское восстание, которое было утоплено в крови восставших. Уцелевшие партизаны побежали в разные стороны, спасая свои жизни. Часть из них оказалась в наших краях. За ними весьма успешно охотились каратели. Имеются данные об убийстве карательным отрядом возницы с двумя пассажирами, следовавшими из Лихачевки в Кошановку (ныне Свердлова). Жители Зуевки видели, как верховые с шашками, догнав двух пеших, изрубили их. Жертвы террора покоятся на зуевском погосте.
Из поколения в поколение передают карагайлинцы рассказ о расстрелянных на Красной Круче карателями капитана Ванягина. Однако Красная Круча довольно далеко от кладбища – около четырех километров. Поэтому, если расстрелянных не бросили на растерзание птицам и хищникам, то уж точно не стали бы возиться с трупами и в лучшем случае зарыли бы их поблизости от места расстрела.
Краевед Валерий Стародуб высказал предположение, что в могиле покоятся жертвы капитана Бресмана, двигавшегося с отрядом в Кустанай из Крыловки, «лениво постреливая». Такая практика имела место. Чтобы не получить пулю в спину, целесообразно было зачищать подконтрольную территорию от подозрительного элемента...
Известно также о том, что конвоируемые алашордынцами остатки отряда Тарана и брошенные ими по дороге на Атбасар также разбрелись по степи. Какая-то их часть, возможно, угодила в руки белых в Карагайлинском районе. Рассказывали старики и о группе казаков, возможно, раненых, ехавших на нескольких бричках. Кони были привязаны к телегам. Местный пастушонок видел, как из засады по казакам открыла огонь карагайлинская партизанская группа. Пастух испугался, а когда смолкли выстрелы, то на кустанайской дороге никого уже не было. Думаю, что удастся выяснить если не имена жертв, то хотя бы, к какой из воюющих сторон они принадлежали.
Летний дождь
Первый заместитель атамана Сибирского войскового казачьего общества полковник Алексей Поляков одобрил мою идею об установке камня на братской могиле. В эту работу охотно включились ученики и выпускники Докучаевской средней школы: Евгений Шимин, Яков Шалимов, Жоламан Кабжанов, Сергей Демьяненко. 23 августа 2018 года камень был установлен. По окончании работ пошел теплый летний дождь...
Сергей ВЕЧЕР
Фото автора