Болевые точки
где растут особенные дети, нужна психологическая помощь.
Телемост проходил с участием всех регионов страны. Почти три часа в облздравах в режиме онлайн родители, общественники и врачи обсуждали проблемы диагностики, реабилитации и адаптации в социуме детей-аутистов. И как оказалось, трудностей у родителей таких ребят немало. Причем одних и тех же во всех регионах.
Во-первых, страдает диагностика по раннему выявлению аутизма у детей. Во всем мире этот диагноз могут поставить в две недели жизни новорожденного. У нас это выявляется позже.
Во-вторых, в детсадах нет специалистов, умеющих работать с особыми детками. Есть только коррекционные школы, школы для умственно отсталых... Но дети дождя часто очень интеллектуальные ребята.
В-третьих, попасть в реабилитационный центр быстро не получится: очередь больше девяти месяцев, в коррекционные кабинеты больше года-полтора. Частные центры в республике существуют, но стоят порядка 200 тысяч за курс. Есть новейшая методика коррекции аутизма, которую родители часто упоминали – так называемая АВА-терапия. Ее специалистов выпускают лишь в Москве. Курсы достаточно дорогие и не каждому по карману.
В Казахстане, кроме дефицита детских неврологов и психиатров, даже не готовят физиотерапевтов международного образца. Тех, кто работает не только с аппаратурой, но и с телом пациента. На Западе такой физиотерапевт приходит домой к больному и проводит реабилитационную терапию.
В Израиле норма, когда 13-летний аутист самостоятельно играет со сверстниками, ходит в обычную школу. Став взрослым, получает специальность, работает. А казахстанские дети, увы, сидят дома. Даже санаторно-курортное лечение им противопоказано как пациентам с психическим заболеванием. Разве это не нарушение Основного закона страны и прав человека? Родители просили министерство внедрить инклюзивное образование для своих детей и обучить специалистов АВА-терапии.
И еще один важный момент. В Казахстане после совершеннолетия ребенок с аутизмом часто превращается в шизофреника, тогда как в мире есть понятие взрослого аутизма.
Сложности есть и при прохождении процедуры получения инвалидности. Заключение врачебно-консультационной комиссии предоставляется лишь после госпитализации ребенка в стационар на несколько недель. Затем несколько месяцев ожидания медико-социальной экспертизы. А еще нужно учесть дороговизну генетических анализов и отсутствие генетических лабораторий в регионах.
Укрепить слабые места
Вице-министр здравоохранения Лязат Актаева сразу признала, что встреча такого плана – желание услышать родителей и вникнуть в проблемы детей-аутистов.
– Проблемы аутического спектра стоят на стыке нескольких служб системы здравоохранения – детской психиатрии, неврологии, а также педагогики, логопедии, дефектологии. В настоящее время это состояние относится к категории психических и поведенческих нарушений по международной классификации болезней. С 2010 года аутизм выделен в отдельную группу заболеваний. С 2013 года рост выявляемости по детскому аутизму отмечается в 2,5 раза... – пояснила вице-министр. – Родители говорят, что эти данные не точные. Одной из причин роста стало внедрение скрининга психофизического развития детей раннего возраста. Но если идет недоучет – значит, недостаточно качественно этот скрининг проводится на местах. Нужно это обсуждать, выявлять слабые места.
В 2017 году в стране была принята Дорожная карта по оказанию медпомощи больным аутистам. Но в Костанайской области, по словам активистов общественных организаций, с этого момента не изменилось ничего. А ведь на реализацию этих мероприятий не требуются средства.
Директор республиканского научно-практического центра психического здоровья Николай Негай уверен, что основные проблемы – отсутствие взаимодействия между министерствами образования и науки, труда и соцзащиты и обмена общими данными. Правда, на прошлой неделе разработали иную процедуру назначения инвалидности. По новым требованиям для постановки диагноза детям не придется лежать в больнице, можно пройти обследование амбулаторно. Более того, сейчас во всех поликлиниках страны созданы центры психического здоровья.
Вице-министр здравоохранения РК Лязат Актаева предложила разработать учебный цикл для обучения региональных специалистов на базе республиканского детского реабилитационного центра методикам коррекции и реабилитации. Пока это первые шаги. Главное, что предложения регионов услышали. Глядишь, и за словами последуют действия.