Табуретом по голове
– Мы с другом после работы выпили. Он сказал, что ему надо в соседнюю деревню Аршалы, к знакомому. От Приреченки это недалеко, и мы пошли вместе. Пришли. Вышла женщина, мать этого знакомого. Орет: чего надо, нет никого! Тут и сам мужик пришел. Мы ему: чего она орет? Тот: не обижайте мою мать... В итоге я, кажется, полез в драку, а другу досталось табуретом по голове...
Так сегодня рассказывает 35-летний житель села Приречного Денисовского района Алексей Баженов (на снимке). Он не забулдыга какой-то деревенский. Работает водителем в скорой, подрабатывает в МТМ местного сельхозпредприятия. Но в тот раз черт его попутал. Или муха укусила, как говаривал герой «Служебного романа», уточним: пьяная муха. Такова предваряющая мизансцена основных действий этого «спектакля». Было это в середине июня прошлого года.
А в роли следователя...
На следующий день после инцидента, рассказывает Алексей, приехал к нему их участковый Манас Алиев. Сказал, на него поступило заявление и что сейчас прибудет следователь, будешь показания давать.
– Смотрю, полицейский сидит, не представился. Стал вопросы задавать. Я и подумал, что он следователь. Только потом узнал, что это тоже участковый из соседнего округа Караман Макаев.
А дальше, по словам Баженова, было так. Вышел из опорного пункта их участковый Алиев и сказал, что ситуацию можно развести за 500 тысяч тенге. Наверное, тогда впервые попавшему в такую ситуацию мужчине это показалось выходом из положения. Участковый пояснил: часть денег – прокурору, часть – пострадавшим.
Мать Алексея Галина Викторовна, выслушав сына, сказала: сама с Алиевым поговорю. Может, удастся снизить сумму до 300 тысяч. Участковый спустя время ответил:
– Нет, прокурор сказал, всю сумму. И чтобы в два часа уже принес.
В тот день мать и сын обегали весь поселок. У кого-то заняли, кто-то им отдал долг, за телку, объясняет Алексей. Собрали. За деньгами приехали оба полицейских, в том числе «следователь». Им деньги и передали. В ответ услышали:
– Только чтобы никто не знал.
Очная ставка
Так бы все это и прошло. Но у Баженовых из Аршалы шурин. Он-то и заложил сомнение, что люди, с которыми произошла потасовка, писали заявление участковому. Алексей и его мама поехали в Аршалы:
– Извиниться решил. А та женщина и говорит: «Ничего не писали. Мы даже не знали, на кого писать...» Мама у нее спросила, привозил ли Алиев деньги. «Нет!»
Баженовы заподозрили, что их просто кинули. Откуда тогда участковый мог вообще узнать, что произошло? «Думаю, через девушку–соседку, – отвечает Алексей. – Она, когда потасовка завязалась, как раз за мясорубкой приходила...»
Ну погодите!
О том, что произошло, Баженовы поставили в известность директора местного ТОО (спрашивали у него совета) и районную прокуратуру. Им порекомендовали написать заявление в управление собственной безопасности областного департамента полиции. Туда поехала Галина Викторовна. В Приречное приехал следователь.
– Я считаю, что Манас заранее знал об этом приезде. Просто не открыл дверь, – говорит Алексей.
По мнению Баженовых, благодаря районной прокуратуре (плюс, естественно, их настойчивости) в УСБ уголовное дело по мошенничеству все же завели. На очных ставках Караман Макаев заявил: первый раз этих людей вижу. Манас Алиев сказал, что вызывал Алексея совсем по другому поводу – разговор якобы шел о запчастях. Хотя один из свидетелей прямо показал, что участковый, когда искал Баженова в МТМ, говорил именно о драке.
Баженовы стали ждать, чем все же дело кончится. Если тебе в этой жизни не все равно, как с тобой обращаются другие люди, тем более носящие погоны, очень трудно спустить все на тормозах. Ну и плюс потеря полумиллиона – тоже немалое дело.
Ждали Баженовы долго. И узнали, что дело еще в середине сентября закрыли. Хотя никакого постановления из УСБ, как должно быть по закону, не получили. Тогда Галина Викторовна обратилась к адвокату. Тот материалы дела изучил и написал жалобу. С требованием опросить свидетелей, которые допрошены не были. Расследование возобновили, дорабатывать должен был тот же следователь УСБ Е. Жангабулов. О том, чем и это закончилось, узнали Баженовы для себя неожиданно.
В роли свидетелей
Им позвонили из управления собственной безопасности и попросили приехать в Костанай, выступить свидетелями в суде. Было это уже в январе 2019 года. Вот тогда и стало Баженовым известно, что их дело в конце декабря закрыли во второй раз. Какой же тогда суд? Все оказалось до банальности просто.
Возбудив дело по мошенничеству с использованием служебного положения и закрыв его «в связи с отсутствием доказательств», материалы на участковых Макаева и Алиева из управления собственной безопасности передали в дисциплинарную комиссию департамента полиции. И именно она рекомендовала уволить обоих по отрицательным мотивам. Сами Баженовы считают, что сыграло роль и то, что Галине Викторовне удалось пробиться к руководству департамента, когда оно в конце лета прошлого года приезжало в Денисовку. Словом, все вместе дало результат: 15 октября 2018 года Макаева и Алиева уволили из органов с «белым билетом».
Ну а потом, как уже говорилось, дело о мошенничестве прокуратура направила на доследование. Результат, хоть и с отсрочкой, тот же: не доказано. Вопрос встает ребром: нельзя доказать или не захотели тратить на это силы? Да, признает адвокат Баженовых Жумагали Жумабаев, доказать вину участковых довольно сложно. Доказательства в основном косвенные: показания свидетелей, у которых занимали деньги, звонки на телефон Алиева. Однако иногда таких косвенных доказательств столько, что они весят не меньше прямых улик. Все зависит от того, как ими распорядиться.
Между тем оба участковых решили, что, раз не доказано, то можно «играть пьесу» дальше. Они подали заявление в Костанайский городской суд с требованием восстановить их на работе, да еще и выплатить за время вынужденного прогула зарплату. Ответчик – департамент полиции. Вот тут-то полицейскому ведомству и понадобились Баженовы. Их пригласили выступить в суде в качестве свидетелей и рассказать свою историю. Видимо, достаточно убедительную, раз, по мнению ответчика, она могла повлиять на решение суда.
Лично для Алексея Баженова это ничего не изменило. А участковым суд в итоге в иске отказал. Хотя Манас Алиев, когда дело дошло до прений, отказался от компенсации заработной платы, просто просил восстановить на работе. Его представитель предложил заключить мировое соглашение. Ведь далеко не всех сотрудников, заявил он, которые укрывают от учета правонарушение, обязательно увольняют. А жалобу Баженовых, поскольку дело прекращено по реабилитирующим основаниям, вообще нельзя рассматривать как факт. Постановка вопроса, конечно, интересная. Кажется, никто не сомневается, что Баженовы говорят правду (иначе зачем их приглашать свидетелями?), но не доказано юридически – значит, этого нет?
В суде на этот вопрос, по сути, ответила прокурор. Упомянула служебное расследование, где говорится, что обманным путем участковый завладел деньгами. Но главное – подобные поступки формируют у населения негативное отношение к полиции. А этого допускать нельзя.
Глядя в суде на внешне уверенного в себе Манаса Алиева, невольно задалась вопросом: неужели он полагает, что после случившегося можно просто так вернуться в село, просто так смотреть в глаза его жителям и олицетворять собой законность?
Аким Приреченского сельского округа Денисовского района Асылбек Каримов, услышав вопрос, мог ли Алиев вернуться в поселок, ответил:
– Если все это правда, то конечно нет.
Хотя, по словам акима, во время работы участковым Алиев в сельском округе порядок навел. Если что, быстро принимал меры, и население стало к такой строгости привыкать. Более того, когда в прошлом году случился паводок и в воде оказался дом, несмотря на опасность, именно участковый вместе с акимом вызволяли и людей, и животных. Удивил его и Алексей Баженов. Спокойный такой, никогда не видел его пьяным, говорит аким. Хорошо бы всем уроки извлечь и не делать новых ошибок.
Финальная сцена
А она еще не написана. Адвокат Жумагали Жумабаев говорит, что намерен подать жалобу и на новое постановление о прекращении дела по мошенничеству в отношении двух теперь уже бывших участковых. По его словам, следователь УСБ так и не допросил всех свидетелей.
Да и у Карамана Макаева и Манаса Алиева остается возможность обжаловать решение городского суда.