Одна
Людмила Войтова всю жизнь прожила в поселке Нечаевка Костанайского района. Так сложилось, что к старости осталась одна: супруг умер, родных не осталось, детей не нажили. Соседи рассказывают, что была Людмила работящей, доброй, отзывчивой. Работала дояркой, была на хорошем счету. Пока была в силах, помогала тому, кому жилось похуже – привечала людей, обиженных судьбой, кормила их, давала одежду. Но вот так сложилось, что в старости и болезни Людмила осталась одна.
Аким сельского округа Нуржан Жасанбаев говорит, что женщина не обращалась и не просила выделить ей соцработника. Мол, Войтова еще была вполне бодра, ходила. Однако односельчане утверждают обратное. Здоровье у нее давно было подорвано – давление, желудок, камни в желчном пузыре, перенесенные операции. А к 70-ти годам и вовсе слегла. Соседка, которая по мере сил бегала и ухаживала за женщиной, даже вызывала незадолго до смерти врача: у Людмилы начались пролежни, соседка надеялась, что ее заберут в больницу. Не забрали, хотя скорая и приезжала. Умерла женщина перед 23 февраля 2019 года. Но мытарства на этом не закончились. По крайней мере для ее тела.
Кто и где?
В середине марта мы искали могилу Людмилы Войтовой на затобольском кладбище, среди невостребованных тел, захороненных под дощечками с номерами. Обратились в редакцию односельчане женщины. Дело в том, что сначала хоронить ее взялась семья Цуроевых. Начали собирать какие-то справки, а потом сказали, что им тело в морге не отдадут, потому как не родственники они. Односельчане встревожились: по поселку уже пошли слухи о том, что женщину похоронили не по-людски, как невостребованное тело. Мы попытались найти могилу на кладбище в Затобольске, выехали, записали номера. Земляки хотели перезахоронить Людмилу на кладбище в родном поселке.
Этот труд оказался напрасным: после редакционного звонка акиму сельского округа Нуржану Жасанбаеву выяснилось, что тело Людмилы Войтовой до сих пор (!) находится в морге. Вернее, сначала Нуржан Миранович даже не знал о том, что Людмилу до сих пор не захоронили. Он был уверен, что похороны уже состоялись, причем на кладбище в родном поселке. По его словам, похоронами начали заниматься Любовь и Саварбек Цуроевы (односельчане рассказали, что у родственников Любови Цуроевой и покойной, скорее всего, был устный договор о том, что они поспособствуют ее захоронению). Поэтому аким был уверен, что дело уже доведено до конца.
Нуржан Жасанбаев рассказал, что звонил Цуроеву и тот сообщил, что оставил процесс, потому как пошли слухи, что, дескать, делают они это ради выгоды, чтобы получить дом покойной. Односельчане говорят, что им Любовь Цуроева (Шелудько) говорила о том, что застопорил дело именно момент невыдачи тела в морге. Там и справки нужно было собрать, а такие выдают опять же только близким родственникам.
Мы связались с Саварбеком Цуроевым. По его словам, в самом начале они действительно пытались похоронить женщину, но ее удостоверение было в полиции. Когда они попытались забрать, столкнулись со сложностями, так как с покойной родством связаны не были. А потом Саварбек Султанович уехал в командировку, поэтому похоронить Войтову не получилось.
Справки не нужны
В общем экспертном отделе филиала РГКП «Центр судебной экспертизы» (так официально именуется тот сектор морга, который работает с покойными, умершими дома) нам сообщили, что для того, чтобы получить тело на захоронение, не нужно собирать никаких справок. Достаточно того, чтобы у человека, забирающего тело, были документы, удостоверяющие и его личность, и усопшего (причем не обязательно удостоверение, можно и другой документ).
Справку о смерти выдают в морге. Но обычно на ее основе родственники покойных дальше в ЦОНе получают документ, на основании которого им выплачивают пособие на погребение. И вот тут действительно загвоздка: выдаются эти деньги только родным. Как быть с одинокими? Аким Октябрьского округа Нуржан Жасанбаев говорит, что в бюджете у них тоже не предусмотрены средства на такие похороны.
В случае с Людмилой Войтовой все закончилось благополучно, если это слово применимо к такой ситуации. Аким округа лично забрал тело женщины из морга, нашли спонсоров, которые оплатили часть расходов, в том числе гроб, односельчане собрали деньги на оплату копачей, одежду, прочие атрибуты похорон. Так что Людмила Войтова земле была предана достойно, похоронили ее рядом с мужем. Есть здесь и момент на тему «повезло» – по закону неопознанные тела хранятся в морге до 10 суток, опознанные, но невостребованные – до трех. Но шел процесс заключения тендеров, поэтому тело женщины задержалось. Выходит, как раз, чтобы успеть на свои похороны...
Мария ШИЛО
Фото Константина ВИШНИЧЕНКО