О солдате-срочнике из аулиекольской Федосеевки в родном краю знают, пожалуй, все. 19-летний юноша сгинул в огне, спасая сослуживцев из горящего склада боеприпасов. В Федосеевке его считают героем. Но о том, что он здесь жил, напоминает разве что серая каменная плита на могиле солдата.
– Раньше я не задумывался об этом, а теперь понимаю, чего хочу – чтобы память о героическом поступке брата жила. Чтобы его люди помнили, – говорит родной брат Амангельды Бейсенов. – Возможно ли установить ему памятник, как героям войны, например? Ведь поступок его велик, но даже в родной деревеньке памятника нет.
На чужой земле
На службу в армию Даулеткерей был призван в 1983 году. В составе группы советских войск служил в немецком городе Ордруф. С 1949 по 1991 год здесь дислоцировалось управление 39-й гвардейской мотострелковой дивизии 8-й гвардейской общевойсковой армии. Молодой Бейсенов попал в артиллерийские войска.
Непоправимое случилось 5 декабря 1984-го. Горел стратегически важный объект – склад боеприпасов. Даулеткерей бросился в огонь. Успев вынести своего товарища Червова, бросился в горящее здание вновь. Да так и не вышел.
Если бы не он...
Хоронили парня всей деревней, говорит Амангельды. Сюда, в Федосеевку, съехалась вся администрация района.
– На похороны приехал офицер, он сказал: если бы не Даулеткерей, а с ним еще четверо ребят было, склад боеприпасов был бы уничтожен, – вспоминает младший брат. – Через годы мне повстречался другой офицер по фамилии Цветков. Он сказал, что пожар очень сильный был. Если бы его вовремя не потушили, весь гарнизон бы на воздух поднялся. А после Даулеткерея в том городе служил другой парнишка из нашей деревни. Он говорил, что после гибели кровать брата оставалась нетронутой. В знак признания солдаты ему каждый день отдавали честь. Получается, что на чужой земле его помнят, а здесь знают далеко не все.
Сейчас Амангельды занимается тем, что разыскивает сослуживцев брата. Собирает их воспоминания о родственнике-герое.
– Нас, детей, в семье было семеро. Сейчас осталось четверо. Мою идею поддерживают все братья и сестры. Да, в свое время матери даже дом дали в Федосеевке, потому что ее сын – герой. Но хочется, чтобы память о солдате жила.
– Но это очень сложный и долгий процесс. Такие вопросы решаются сначала на областном уровне, а потом на республиканском. По сути, на уровне республики происходит защита-обоснование личности героя. Много и другой работы: нужно сделать акт отвода земельного участка, эскиз будущего памятника... Но главное, что это возможно. Мы подскажем инициативной группе, как действовать.
Марина КОСТРОВА
Фото Сергея МИРОНОВА