Порядка 600 из них, и только по Костанаю – злостные неплательщики. По таким, как говорится, тюрьма плачет. В самом прямом смысле – за уклонение от оплаты алиментов предусмотрено уголовное наказание.
– Ни один папаша не пришел к нам и не сказал: «Вот я увидел билборд, где написано, что надо платить алименты своему ребенку, и у меня совесть проснулась», – говорит председатель региональной палаты частных судебных исполнителей Нисебели Басенова. – Один-единственный парень приходил, искал своего судебного исполнителя. У него, оказывается, были две семьи. Один исполнительный лист по месту работы пришел, а второй – нет. А он хотел, чтобы 50% его заработка были пропорционально разделены между двумя детьми. Но это исключительный случай.
Реальность такова, что сегодня проблемой выплаты алиментов, их выбиванием занимаются исключительно частные судебные исполнители. Их по области – 90. Львиная доля работает в Костанае. Проблема в том, что работу частных судебных исполнителей должен оплачивать ответчик. Но если что-то взыскать невозможно, то откуда эти деньги? А силы и средства затрачены и на розыск неплательщика, и на привлечение его к ответственности. Государство в таких случаях пытается возместить затраты. Частный судебный исполнитель может получить 15 МРП. Но это не так просто, поэтому далеко не все такой помощью государства пользуются.
Тема алиментов, говорит Басенова, актуальной была всегда. Но впервые госорганы стали делать максимум усилий, чтобы эту работу ввести в определенное русло. Да и в целом государственная политика сегодня повернулась к проблемам многодетных, малообеспеченных семей. Многие из них неполные.
– Как мы будем выводить неплательщиков на чистую воду, прежде всего, наша задача, – считает председатель палаты. – Верю, что работу наладим.
По мнению Несибели Басеновой, старые методы в виде социальных плакатов и уличных билбордов с призывом помогать своим детям малоэффективны. Поэтому в планах – видеоролики, которые можно под госзаказ показывать и по телевидению, и в кинотеатрах.
– Кроме этого, мы сейчас формируем список должников, которых надо трудоустроить. И тут без помощи государства не обойтись. Хотя мы знаем: есть должники, которые официально пенсионных отчислений не делают, но доходы имеют. Просто скрывают их.
Против таких тоже есть способ борьбы. Частные судебные исполнители начали формировать списки неплательщиков алиментов, которые имеют права на вождение. За ними автотранспорт зарегистрирован не всегда, поэтому наложить арест на имущество невозможно. А вот приостановить действие прав через суд можно. И тогда скрытый доход – от частного извоза, например, всплывет.
Несибели Заривановна рассказала о любопытном пилотном проекте Павлодарской области. Там аким сам обзванивал предприятия, на которых работали алиментщики с мизерной зарплатой. Ведь могли официально указывать одну зарплату, а на руки человек получал совсем другую. Алименты же платил с официальной.
– К сожалению, такие факты есть и у нас в области, – говорит Басенова. – Мы планируем провести большое совещание по теме, там обязательно будем об этом говорить.
Еще одна часть работы – выдача справок, в которых указано, получают ли дети алименты. Эти справки нужны для получения адресной соцпомощи многодетным и малообеспеченным семьям. Есть те, кто готов отказаться от нестабильных поступлений алиментов в пользу этой помощи.
Социальная государственная политика должна быть справедливой. Государство обязано и уже финансово помогает тем, кто в этом нуждается. Однако это не значит, что некие безответственные граждане могут просто сбросить всю ответственность на руки этого самого государства. Поэтому и началось активное наступление на алиментщиков.
Татьяна БАШКАТОВА