Костанайцы наблюдают за этим с тревогой: все-таки особый пласт культуры, часть истории. Зачем убирать?
На одном фасаде мозаики уже почти нет, остался небольшой кусочек. Под ногами куски цемента, смальты. На втором здании панно еще целое: колосья, девушки и молодые люди в национальных костюмах, студенты, рабочие... В Костанае здания с мозаикой можно пересчитать по пальцам. Теперь их станет на два меньше. Наши читатели задались резонным вопросом: зачем убирать мозаику? Возможно, лучше было бы отреставрировать, сохранить?
Как, к примеру, в центральном здании АО «Казпочта» сохранили наследие советской эпохи. Правда, не мозаику, а панно. Заместитель директора АО «Казпочта» Кайрат Сагадиев сообщил, что когда в 2017 году в здании делали ремонт, было принято решение сохранить это панно, как дань истории. Дата создания его совпадает со временем строительства здания – 1981 год. Панно отреставрировали, и оно органично вписалось в современный образ зала.
Так почему бы это не сделать в КГУ? Проректор КГУ по хозвопросам Нурлан Мамиев сообщил, что реставрировать панно невозможно, поэтому мозаику снимут, фасады же после приведут в порядок.
– Мы проводили обследование, и оно выявило, что это панно не подлежит ремонту, – говорит Нурлан Бекентаевич. – Оставить тоже нельзя, оно сыпется, может кому-то на голову упасть. Когда ветер сильный, шатается. Ему уже сорок с лишним лет. Оно создавалось, когда строился корпус.
Мы обратились к эксперту из Рудного: Оксана Шаталова – арт-критик, автор статей по искусству Центральной Азии, ближнего и дальнего зарубежья, во время работы в ШТАБе в Бишкеке у нее был проект, посвященный именно мозаике. Она также видела, что мозаику на здании КГУ убирают. Ей жаль, потому что это интересный объект, но в этом случае Оксана считает, что убирать нужно, потому что она была сделана с нарушениями технологии, рассыпалась уже года три назад, когда Оксана исследовала это панно. «В любом случае реставрировать такие панно очень сложно, смальту привозили из других стран, и мы даже в Бишкеке не могли найти реставраторов», – говорит эксперт.
Мария ШИЛО
Фото Константина ВИШНИЧЕНКО