Возвратиться к этой истории надо хотя бы потому, чтобы воюющие за справедливость знали: она существует. Не всегда торжествует сразу, но... надо надеяться. Да и судебная практика по возврату имущества, которое люди потеряли помимо своей воли, укрепилась. И даже то, что ты добросовестный покупатель, уже не сработает, если изначально были нарушены чьи-то права.
У Надежды Овчинниковой еще в 1992 году после пожара в его доме пропал брат-фронтовик Дмитрий Стукалов. Родные подали в розыск, но безрезультатно. Лишь спустя 20 лет Надежда Леонтьевна, оставшаяся единственной из когда-то многочисленного рода Стукаловых, через суд признала брата умершим и получила право на наследство. Наследовать можно было участок земли в Костанае по проспекту Абая и дом (точнее, все, что от него осталось после пожара). Однако быстро выяснилось, что все это уже «прихватизировано» (это народное словечко как нельзя лучше подходит в этой ситуации) соседом.
Чтобы забрать имущество ветерана, была даже изготовлена фиктивная доверенность от акима Костаная, по которой он и действовал. А чиновники из разных отделов и госструктур оперативно оформили все бумаги. Кто смастерил доверенность, полиция не смогла установить даже в рамках уголовного дела. Тем более что сосед, в чью собственность перешел участок ветерана в центре города, умер, дав только первые показания. Но успел подарить землю своей дочери. Уже когда шли судебные тяжбы, участок быстренько сбыли с рук некоему Ерхану Суттубаеву за пять миллионов тенге.
Летом этого года наследнице ветерана войны пришлось пережить еще один судебный процесс по истребованию участка (уцелевшее строение, которое еще три года назад зафиксировал наш редакционный фотоаппарат, видимо, чтобы окончательно замести следы, стерли с лица земли) в свою собственность. Костанайский городской суд, признав, что доверенность акима города действительно незаконная, тем не менее ситуацию не изменил. Он признал покупателя добросовестным и оставил за ним участок. Это было несправедливо. Получилось, что те, кто мошенническим путем отнял имущество ветерана войны, остались с пятимиллионным наваром! А законная наследница – с пустыми руками. Тогда в «КН» и появился материал «Украденное наследство» (11.07.2019 г.).
То, что такая развязка не просто несправедлива, но еще и незаконна, недавно подтвердила гражданская коллегия областного суда. Она в корне изменила решение суда первой инстанции. Признала, что раз доверенность акима была подложной, то не могут быть признаны законными и все последующие действия чиновников, обставивших отторжение земельного участка без воли его владельца. Одновременно коллегия признала незаконным и договор купли-продажи его Суттубаеву и постановила «истребовать имущество из чужого незаконного владения».
Решение вступило в законную силу, и теперь Надежде Овчинниковой можно оформлять наследство. У Ерхана Суттубаева остается право потребовать назад свои деньги. Продавала ему участок по доверенности от племянницы бывшая сотрудница облакимата Валентина Шуклина. Но это уже совсем другая история.