В суде №2 Костаная продолжается процесс по делу учредителя группы компаний «Иволга». Его подозревают в мошенничестве. На том основании, что холдинг в 2011 году взял кредит в Евразийском банке развития (ЕАБР) и не полностью вернул деньги. Обвинение полагает, что обман был запланирован заранее. И что под зерновыми расписками, которые шли в залог, реально зерна не было.
Защита Василия Розинова и он сам настаивают, что между «Иволгой» и банком - исключительно гражданско-правовые отношения. А уголовную статью «приклеили» искусственно. Не может быть мошенником человек, который брал кредит, в том числе, и под личные гарантии. А договор личной гарантии действует до 2021 года.
В суде идет допрос свидетелей. После сотрудников ЕАБР начали давать показания главные свидетели (по делу 239 человек). Но уже сейчас понятно, что среди них много «пустых», - людей, которые ничего не могут сказать по существу. Судья Батырбек Кудабаев по этому поводу даже упрекнул обвинение: «Вы не засоряйте процесс!».
Важными свидетелями по делу проходят, прежде всего, директора элеваторов и старшие бухгалтеры по оперативному учету зерна. Они владели информацией о наличии пшеницы и выписывали зерновые расписки, которые потом становились обеспечением банковского кредита. И вот тут первая объединяющая их деталь. Всех в период досудебного расследования признавали подозреваемыми в подделке документов, выписке фиктивных зерновых расписок. Называли соучастниками Василия Розинова и, как рассказывали в суде некоторые свидетели, грозили посадить. Больше десятка человек под диктовку (следствие вела Генеральная прокуратура) написали заявления с просьбой прекратить дело по не реабилитирующим основаниям. Даже те, кто категорически отрицал вину.
Адвокат Василия Розинова Константин Геращенко полагает, что это было способом давления, чтобы получить именно те сведения, которые нужны были обвинению. Ведь даже если бы следствие и захотело, то не могло предъявить людям такое обвинение - сроки давно прошли. Поэтому, когда в суде свидетеля Людмилу Мороз (она работала бухгалтером оперучета на Денисовском элеваторе) стали спрашивать, почему она на следствии давала одни показания, а в суде заявляет, что зерна на предприятии в 2011- 2012 годах было очень много, женщина даже растерялась. А потом сказала фразу: «Как вы допрашиваете, и себя оговоришь».
Садарбек Абдулин, в 2011 году он работал директором ТОО «Денисовское», в суде прямо заявил: «Наличие зерна всегда было. Я говорил это на следствии, и от этого не отказываюсь. Комиссии приезжали, никаких вопросов не было». Гульнара Беккужина, старший бухгалтер оперучета зерна на том же Денисовском элеваторе, говорила в суде: «По поводу отсутствия зерна: от меня хотели это услышать...».
Надо сказать о таком значительном нюансе. Практически для всех допрошенных свидетелей - работников разных элеваторов все предприятия: производящие зерно, занимающиеся его приемом и подработкой на хлебоприемных пунктах - это все - «Иволга». По той простой причине, что у них один учредитель - Василий Розинов. Обвинение же выделяет и, собственно, проводит по уголовному делу только одно предприятие - ТОО «Иволга-Холдинг». В группе компаний «Иволга» отлажена целая система их взаимоотношений. ТОО «Иволга-Холдинг», грубо говоря, центральное предприятие. Именно оно получало кредит в Евразийском банке развития, но - для всех своих подразделений.
Опрос свидетелей будет продолжен…