Послезавтра у казахстанских спасателей профессиональный праздник. Мы их поздравляем уже сегодня – специальным фоторепортажем. Это всего лишь один день из жизни напарников. В их лице мы говорим спасибо всей спасательной службе области за то, что ежедневно рискуете своими жизнями ради благополучия других.
Черное Золото – так в отряде костанайских спасателей называют четвероногого сотрудника лабрадора-ретривера по кличке Фарвист Голд Динара. Именно Дина в этом году стала лучшей спасательной собакой Казахстана. А её хозяин-напарник Вячеслав СМОЛОВ взял золото в личном зачёте.
На базе
Встречу назначили на спасательной станции. В этот день у Вячеслава было дежурство. Подъехали к неказистому зданию в гуще деревьев с одной стороны и берегом Тобола с другой. Навстречу нам, лая на все голоса, выскочили бойкие дворняжки.
– Ничего себе лабрадорчики, – рассмеялись мы с фотокором.
– Наши местные приплод принесли. Теперь не знаем, кому раздать, – рассмеялись выходящие из здания мужчины.
Следом за ними степенно шла главная героиня материала. Красавица. Большая, черная, как смоль, с грустными, но очень глубокими глазами. Мокрый нос Дины уткнулся мне в шею. Меня затопило непередаваемое чувство вселенского тепла и доброты.
Светлые моменты
Однако обнимашки длились недолго. Вячеслав, чтобы доказать, что первые места просто так не раздают, решил сразу продемонстрировать нам навыки своей воспитанницы. Он тут же повел ее на специальные снаряды. Что это было – тяжелые нагрузки или веселое развлечение – понять трудно, удовольствие светилось в глазах и человека, и животного.
– Это самые светлые моменты в нашей работе, – улыбаясь, отметил руководитель водолазно-спасательного подразделения Алексей Лавриченко. – К сожалению, их крайне мало. Сегодня выдалась тяжелая смена: с моста сбросилась женщина. Погибла сразу. Из воды доставали уже тело...
– Спасатель должен уметь справляться и с такими психологическими нагрузками...
– Справляются не все. И скажу жестко: нам такие не нужны! Зачем, если в трудную минуту на него нельзя положиться? У нас были случаи, когда сотрудники прямо с вызова уезжали: не выдерживали. Были и новобранцы, которые в грудь стучали, что «я чуть ли не мастер спорта, я всё могу», а под воду один раз сходил, и всё, не может...
– А бывает так, что смену отработали, пошли на отдых, а вас снова вызывают?
– Конечно! Если что-то случилось, а людей не хватает, то ты, не задумываясь, выходишь на работу и едешь за сотни или тысячи километров, чтобы вытащить застрявших в снежном плену или помочь в поиске утонувшего. Вы не думайте, что мы только здесь, на спасательной станции, работаем, мы – сотрудники Северного аэромобильного отряда, и где завтра понадобится наша помощь, никто не знает.
ЛабраДОБРиха
Пока мы разговаривали с Алексеем, Дина успела не только попотеть на железе, но и с разрешения Вячеслава искупаться в прохладной реке.
Купание придало Дине не только сил, но и веселья. Она начала резвиться с щенком дворняги. Умилительное зрелище: крохотная дворняга воинственно лаяла, а большая лабрадориха радостно кружилась, как волчок.
– Дина – ее сокращенная кличка. Конечно, никто ее не зовет Фарвист Голд Динара, как записано в документах, – рассказывает Вячеслав. – Это моя личная собака. В отряд спасателей я пришел сразу после армии. 10 лет участвовал в республиканских соревнованиях и всегда с ребятами привозил призовые места. А потом захотелось заняться еще и кинологией, это было для меня неизвестное направление.
Дину он купил у заводчиков в Челябинске. Искал девочку, и чтобы была именно черная. Ему предлагали собак разного окраса, и только у одного хозяина была как смола. Отдал за нее почти 200 тысяч тенге. Еще шестьсот за два года потратил на корм и обучение. И это при зарплате спасателя чуть больше ста тысяч. Только после того как Дина прошла аттестацию, ее поставили на довольствие в отряде, и теперь она – настоящий штатный сотрудник. Победа в республиканском конкурсе принесла еще и славу. О Дине написали в газете.
Надо идти дальше
Рассматривая фотографии в телефоне Вячеслава, мы понимали, что республиканский конкурс – это адский труд. Наша Дина выполнила все задания, которые перед ней ставились: искала «пострадавших» в условиях горной местности, где не ступала нога человека, вызволяла их из-под завалов в разрушенных домах. Дина обошла всех своих конкурентов. Но хвалиться Вячеслав не любит, а о тяжелом труде спасателей и вовсе говорит скупо.
– Раньше, когда только пришел в отряд, тяжело переживал моменты, видя гибель людей. Сейчас, когда практически каждый день встречаешься со смертью, сразу приходят мысли: человека не вернешь, всё уже случилось, надо идти дальше, кого-то прямо сейчас еще можно спасти, нет времени на эмоции. Единственное, очень тяжело работать с родственниками пострадавших, у людей сдают нервы, и здесь на помощь должны сразу приходить психологи. Чего там, многие после череды погибших в ДТП и утонувших впадают в ступор, не могут работать.
Динга-Боньга
Отдыхает от черных будней Вячеслав в кругу семьи. У него 11-летняя дочь Настя и 4-летний сын Максим. И не поверите, еще две собаки – лайка и алабай. Правда, они живут в вольере на улице, охранники. Дина – дома.
– Это наша игрушка, мягкая и очень добрая, – говорит супруга Вячеслава Ирина. – Мы ее Дингой-Боньгой называем. Она никогда не оскалится, не рыкнет, что бы Макс с ней ни делал. Он на ней и виснет, и катается. Когда они вернулись с соревнований, Дина так соскучилась по нам, что от радости чуть не снесла меня с ног. Я думала, она мне на голову запрыгнет, так радовалась возвращению. Да и мы без нее очень скучаем, она – член нашей семьи, наше Черное Золото.
Вся область может гордиться нашими спасателями, ведь они на службе не только работают, они там по призванию.
и из личного архива Вячеслава СМОЛОВА