Говорим об этом с председателем ювенального суда Карлыгаш ШАРМУХАМЕТОВОЙ.
– Возвращают даже усыновленных детей?
– Да, у нас, к счастью, не очень часто, но это происходит, один-два ребенка в год. Но в прошлом году по Казахстану вернули 174 ребенка! И это только усыновленные, все остальные возвраты происходят на уровне органов опеки, детдомов. На форуме приемных родителей, который впервые проходил этим летом, говорили о том, что в прошлом году в рудненский детский дом вернули порядка 20 детей.
Поэтому, когда мы рассматриваем дела по усыновлению, я всегда спрашиваю у потенциальных родителей: «Вы уверены? Посмотрели все диагнозы ребенка?» Ведь у многих детей, которых усыновляют, есть заболевания. Вот у меня были родители, которые усыновили ВИЧ-инфицированного ребенка. Они были предупреждены, говорили, что понимают всю ответственность. Вроде бы все нормально, но все равно тревожно: как они завтра? Справятся ли? Был случай, когда пара хотела взять малыша в рудненском Доме ребенка. Я настояла, чтобы проверили диагноз. Они обследовали ребенка в Костанае, все подтвердилось. Забрали свое заявление. Засомневались, что готовы. Это лучше, чем потом возвращать.
– А возвращают маленькими или взрослыми?
– По-разному бывает. Не так давно иск об отмене усыновления подал мужчина: ребенка усыновили маленьким. Сейчас жена умерла, с подростком ему одному сложно справляться. Мы очень долго с ними работали – мальчик большой уже, очень болезненно реагировал на происходящее. Удалось уговорить забрать иск. А вот другой пример: молодая пара взяла месячного малыша в специализированном Доме ребенка. Там дети все с диагнозами, они это знали, но это их не остановило. Вскоре женщина заметила, что он не слышит, потом у него ДЦП диагностировали. Какое-то время он у них пожил, а потом женщина отнесла его обратно. Взяла другого ребенка – устроила всё так, что сначала усыновила второго, а потом поставила вопрос об отмене усыновления первого (если бы сразу поставила, ей бы второго не дали усыновить). Я у женщины спрашиваю: «Вы ребенка хоть навещаете?» Она говорит: «Нет»...
– Что делать, чтобы таких случаев не было?
– Нужно развивать Школу приемных родителей. Она у нас есть, но ее проходят добровольно. Есть люди, которые просто хотят забрать ребенка без обучения. На форуме приемных родителей в этом году приводили опыт россиян: у них Школа приемных родителей – это часть системы. Потенциальные родители обязательно должны через нее пройти перед процедурой усыновления. И нам очень нужны такие школы. Это позволит уберечь детей от психологических травм. А еще нужно поддерживать тех, кто берется за сложные задачи и справляется. В Костанайском районе, к примеру, есть женщина, у которой своих детей трое, а она еще четверых усыновила! Таких людей нужно поддерживать.