Лесной пожар выжег дотла часть прошлого почти сотни семей в Аманкарагае – лишив их крыши над головой, привычных вещей, работы. Каково это, начать с чистого листа, и с каким настроением они входят в Новый год, узнавали корреспонденты «КН» у жителей нового микрорайона «Бiрлiк». В том числе у семьи БЫЧКОВЫХ.
Белая полоса
Около сотни домов с ярко-бирюзовыми крышами, которые построили для погорельцев, копии друг друга. Вот только жизнь в них течет разная. Тут на веревке висят разноцветные детские штанишки, там на крыльце ждут своего праздничного часа замерзшие тушки гусей, в другом дворе хозяин возится с не желающим заводиться жигуленком...
День рабочий, в микрорайоне тихо. Но у одного из домов оживленно – дверь распахнута, музыка, рабочие, добродушно переругиваясь, пытаются протиснуть в узкий проем шкаф. Нас встречает улыбчивая хозяйка – в руках кисточка, пальцы перемазаны зеленой краской.
– Вы художник?
– Любитель, – смеется Наталья Плотникова. – Пойдемте, что-то покажу...
В спальне на белой стене разрастаются джунгли – изящные веточки и резные листья сплетаются в замысловатом узоре.
– Это дань мечте, которую унес с собой сентябрьский пожар. Всегда хотела жить в лесу, поэтому и купили домик у самой кромки. Любила фотографировать облака, сидя на крыше. Там меня и застала новость об эвакуации. Схватила самое ценное: кошку Еву, собаку Лаки и сумку с документами. От моего дома осталось только пепелище.
В огне погибли кисти, краски, все работы – расписная посуда, сумки, одежда с рукотворным принтом... Старый дом с порога рассказывал об увлечении хозяйки. Новый пока безлик. Но это ненадолго.
Пока под рукой художницы растет сказочный лес, под ногами вертятся хвостатые помощники. Ева – экзот. Красавица, но капризна, эксцентрична. Лаки – полудалматинец. Любит вести с хозяйкой задушевные разговоры о себе, любимом. В ответ на вопрос: «Ты гулял?» – изрекает что-то скорбное и мотает головой. На предложение поесть разражается одобрительной тирадой...
Новый год в семье Плотниковых будут отмечать узким кругом. Главный подарок родителям сделал сын-студент, который проехал пару тысяч километров с пересадками, чтобы встретить с ними праздник.
Женщина с фотографии
Следующий дом встретил нас тишиной. Она привычна для его обитателей. Здесь живет глухонемая пара – Марина Черняк и ее муж Андрей. Восьмилетний сын Марины слышит и говорит, но он был в гостях. Диалог сложился благодаря племяннице Марины, которая знает язык жестов.
– Вы не узнали ее? – с порога спросила Татьяна Дикуха, показывая рукой на Марину. – Это же та самая девушка с фотографии на первой полосе вашей газеты! Вы тогда репортаж про пожар делали и сняли, как она закрывает лицо от дыма.
Находим фото. На нем за спиной Марины черный остов дома, в котором хозяйка за месяц до трагедии вставила пластиковые окна. Копила на них долго, ведь доход – пенсия по инвалидности 43 тысячи тенге. Увидев фото, Марина кивает, пытается что-то объяснить.
– Она говорит, что боится, – переводит Татьяна. – Боится, что потеряет и этот дом.
Сгоревшее жилье было хибаркой без газа и воды, в которой Марина жила вместе с матерью и отчимом. Когда они умерли, объявился наследник – сын отчима, который потребовал деньги за треть дома. Сошлись на пятистах тысячах тенге. Но передать собранные с миру по нитке деньги Марина не успела – дом сгорел.
– Теперь сын отчима требует семь миллионов, – говорит Татьяна. – Во столько он оценивает треть дома, который Марине дали как погорельцу. Если не отдаст деньги, наследник обратится в суд.
Собрать такую сумму семья не в силах. Впрочем, пока у Марины нет на руках никаких документов на квадратные метры. В ходе разговора вспомнили, что инвалиды могут претендовать на бесплатную юридическую помощь. Поделились контактами. Марина обрадовалась.
Настроение у хозяйки этого дома не совсем новогоднее, хотя праздник для ее семьи особенный. Ровно два года назад примерно в это же время к Марине приехал Андрей. Влюбился с первого взгляда. Больше не расставались. До этого общались только онлайн. Живут душа в душу. Данила Андрей принял как родного.
С верой в чудо
Удивительно, но, заходя в дома на удачу, мы встречали именно тех людей, которые попали в объектив нашего фотокора Сергея Миронова, когда полыхало, тлело. Многодетную семью Бычковых в сентябре запечатлели на пепелище. Они потеряли не только дом, скарб, но и работу – огонь смел подчистую около шести тысяч веников и все банки с грибами. Дело у супругов сезонное – все лето трудишься не покладая рук в лесу, зиму живешь на вырученные от продажи товара деньги. Теперь же Виталий таксует круглыми сутками, чтобы прокормить семью, в которой подрастают четверо ребятишек. Но не жалуется.
В доме Бычковых весело и шумно – детские голоса, топот маленьких ножек, мультики на фоне... Игрушек пока мало. Мишки-куклы-машинки сгорели. Зато в новом доме есть место для любых игр – хоть в догонялки играй. За детьми хвостиком бегает котенок, у которого пока нет устоявшегося имени – каждый кличет, как хочет. Он талисман семьи и свидетель их новой жизни с самого первого дня. По традиции на новоселье имел перед хозяевами преимущество – первым обошел дом.
Руслан, Даша, Ксюша и даже 2-летний Дима с нетерпением ждут предстоящего праздника. Они верят в чудеса, Деда Мороза, ждут подарков. А родители пообещали себе сделать все для того, чтобы Новый год в новом доме им запомнился на всю жизнь.