Только эти странички КН в соцсетях ОФИЦИАЛЬНЫЕ:      Инстаграм            ВКонтакте          Фейсбук         Одноклассники                              Ватсап «КН»   8-777-442-1122

Расположение гейзеров на спутнике Сатурна выдало существование скованного льдом моря с приливами и отливамиКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Расположение гейзеров на спутнике Сатурна выдало существование скованного льдом моря с приливами и отливами

5. В Мире

Изучение запечатленных американским аппаратом Cassini гейзеров на поверхности спутника Сатурна Энцелада стало еще одним доказательством существования на нем подледного моря.

Исследователи предполагают, что водоем на Энцеладе действительно существует и локализован вблизи южного полюса.

Более того, дальнейшее исследование гейзеров позволит приблизиться к источнику жидкости и определить, существует ли там жизнь, сообщается на сайте NASA.

Свидетельств, которые говорят в пользу того, что под ледяной корой небесного тела скрывается резервуар жидкой воды, было найдено уже немало: это, в частности, гравитационная аномалия вблизи южного полюса, деформация коры небесного тела и нагрев в районе разломов и т. п.

Отметим, свидетельства того, что поверхность спутника имеет следы недавней тектонической активности, нетрудно разглядеть на фото (изображение противоположного от Сатурна полушария Энцелада составлено из 21 снимка, сделанного узкоугольной камерой Cassini 14 июля 2005 года).

Теперь ученые назвали открытые в 2005 году гейзеры еще одним косвенным доказательством существования водоема. Исследователи, ориентируясь на снимки южного полюса спутника, еще раньше заявили, что там находятся четыре борозды, из которых на высоту в сотни километров поднимаются фонтаны, состоящие в основном из водяного пара. Сразу после этого открытия появилась гипотеза, что питает гейзеры жидкая вода.

В течение почти 10 лет ученые составляли карту гейзеров (ее можно посмотреть здесь). В результате удалось определить точное местоположение 101 источника, причем, как выяснилось, в большинстве случаев места нахождения гейзеров совпадают с теми точками, где был зафиксирован нагрев поверхности.

"Как только мы рассмотрели эти результаты, мы сразу поняли, что не высокая температура вызывает гейзеры, а наоборот. Из этого можно сделать вывод, что гейзеры - это не приповерхностное явление, они имеют гораздо более глубокие корни", - заявила Кэролин Порко, лидер команды Cassini, исследователь Института Боулдера.

Ученые заявляют, что единственным вероятным источником для гейзеров является море, которое должно существовать под ледяной оболочкой. Скорее всего, водяной пар поднимается по сквозным отверстиям в коре, которые проходят от водоема до поверхности небесного тела, предполагают ученые. Трещины создают "вентиляцию", вызывают приливы и отливы на море, способствуя таким образом увеличению температуры. Это дает возможность отправить к предполагаемому морю аппарат, чтобы исследовать его воды.

По мнению ученых, в водоеме должны быть все условия для существования жизни: наличие питательных веществ благодаря контакту с каменистым ядром и поток тепловой энергии благодаря приливному разогреву. Кроме того, как предполагается, давление на дне океана соответствует давлению в земных океанах на глубине всего 0,8 км. Результаты исследований приведены в статье, которая опубликована в The Astronomical Journal .

Миссия Cassini представляет собой совместный проект космических агентств США, Европы и Италии по изучению Сатурна. Космический зонд Cassini, несущий спускаемый аппарат "Гюйгенс", был запущен в 1997 году и достиг орбиты планеты 1 июля 2004 года. "Гюйгенс" изучил атмосферу и поверхность Титана, спутника Сатурна, а Cassini после отделения аппарата продолжил изучение планеты. В 2008 году проект был переименован в Cassini Equinox ("Кассини Равноденствие"). Первоначально предполагалось, что станция завершит миссию в 2008 году, однако сроки экспедиции продлевались дважды - сначала на 27 месяцев, потом до 2017 года.