В Костанае откроют Центр для детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями. Центр сейчас делает только первый шаг, и «КН» зафиксировали его.
Всё слишком
В вагончик прораба (помещение отапливается тепловой пушкой) входит человек:– Китайцы приехали... – говорит он (про грузовик Shacman).
– Сейчас выйду, – отвечает начальник участка Александр Липай.
Он представляет подрядчика – ТОО «ГрадСтройСервис». Компания до июля 2023 года должна превратить здание брошенного детского сада в центр для «детей дождя».
Так стали называть детей-аутистов после выхода в 1988 году знаменитого фильма «Человек дождя». Для них свет слишком ярок, звук слишком громок, любое прикосновение – слишком интенсивное. Болезнь это или особенности развития и поведения – до сих пор остается вопросом.
В некоторых случаях эти люди, как и герой Дастина Хоффмана в «Человеке дождя», могут в уме вычислять квадратный корень четырехзначного числа, помнить наизусть телефонный справочник, но глаза их направлены внутрь себя, а окружающее воспринимается болезненно. По официальным данным, в Костанайской области 276 детей с аутизмом, 1528 детей с ментальными нарушениями.
Притон
Идем вслед за начальником участка. Центр будет располагаться в здании детского сада АО «Химволокно» по адресу: ул. Пушкина, 179. В 1992 году здесь разместился бизнес-колледж. Потом закрылся и он, около десяти лет здание стояло пустым и привлекало только бездомных и бездумных.На стенах встречаются номера сотовых телефонов и подписи: «Звоните, девочка по вызову» (эвфемизм). Граффити плохого качества, рисунки эротического содержания (тоже корявые), бранные слова, употребление которых не допускается общественной моралью. Под ногами нередко встречаешь маленькие пластиковые бутылки с отрезанным дном и бутылки побольше с отрезанным верхом. Это нехитрое устройство применяют для курения марихуаны. Блистерные упаковки от каких-то таблеток, банки из-под дешевого, крепкого пива.
Здание превратилось в притон, пока стояло брошенным. Неизвестно, кто больше нуждается в коррекции – «дети дождя» или просто дети?
– Не знаю, каким будет центр. Но хоть все это исчезнет, – говорю Александру Липаю.
– Как раз на стадии демонтажа. Разбиваем дверные проемы – сейчас по СНиПам они должны быть один метр, а не 90 см. Перегородки первого-второго этажа демонтированы. 20 процентов кровли демонтировано. «Ущеляем» кое-где плиты перекрытия (заделывают щели. – Прим. ред.). Мусора посмотрите сколько.
Мусор на улице едва не достигает второго этажа. Высота двухэтажного здания – больше семи метров. Оконные рамы, доски пола отдельно, строительный мусор отдельно, целые кирпичи аккуратно уложены в штабеля.
Александр кричит, чтобы мы услышали. Вокруг бьют перфораторы, и работает бензиновый генератор. Стройка из-за бюрократических проволочек не может подключиться к городской электросети и использует генераторы (70 литров бензина в день).
Три сосны
Центр для детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями предназначен для кратковременного пребывания (4,5 часа). Но это, наверное, все же будет не просто центр временного пребывания, своеобразный детский сад. Если судить по экспликации помещений на плане, то предусматриваются такие кабинеты: логопеда, робототехники ЛЕГО, арт-терапии, кинезиотерапевта, социально-бытовой ориентации, музыкальной терапии, гончарная мастерская, йога и другие.Поднимаемся на крышу – здесь строители перфоратором снимают «пирог» крыши – утеплитель и цементную стяжку.
– Кровля будет шатровой, из металлочерепицы. Облицованы фасадные стены будут сайдингом, – рассказывает Александр. – Но за наружные работы возьмемся позже – старую краску очистим, швы отобьем, утеплим, замажем.
– А здание, вообще, в хорошем состоянии?
– Была экспертиза – состояние нормальное. Износ не более 20%. Это же детский сад – к таким сооружениям, а он построен в 1978 году, требования особые.
Спускаемся с крыши. В пустое окно второго этажа стучится сосновая ветка. Три высоких сосны растут рядом с центральным входом.
– А деревья сохраните?
– Без вопросов. И новые будут. По плану высадим 20 китайских яблонь, 28 красных рябин и 9 сибирских елей. Ну и газон.
– Это хорошо, если останутся три сосны. Может, центр так и назовут.
Особое здание
Особые требования к советским детским садам заметны под широкими окнами (здание и отличается именно такими оконными проемами). Под проемом стену штробили и показалась часть трубы отопления – тепловые коммуникации будто замурованы в стену.– На случай, если вдруг порыв, чтобы не обожгло детей, – объясняет Александр. – И через бетонные плиты пола также проходят трубы отопления.
В вагончике прораба пьют чай. Строители пока только строят себе вагончик, и бытовка начальника участка сейчас самое теплое место на стройке. А здесь холодно. Бетонные стены и металлические конструкции будто притягивают мороз. Ниже двадцати – такая температура была на улице.
За столом Курганбек Мустафенов, сварщик, 35 лет стажа. Когда спросил его имя, он ответил: «Город Курган знаешь? В честь меня назвали». Жамбулат Ермаков, сварщик, 40 лет стажа. Андрей Якимчук, слесарь- наладчик. Они быстро попили чай и отправились вновь на стройку.
– Это же будет особое здание – как бы вы сформулировали свое к нему отношение?
– Все лучшее – детям, – ответил Курганбек.
– Быстро же ребята попили чай, – говорю Александру.
– Сроки очень сжатые. Стараемся работать до 22:00, до границы шумового режима.
Примечание. В здании также предусмотрен сектор активного долголетия для пожилых людей. Рассчитан он на 25 человек в час. По данным управления координации занятости и социальных программ, открытие Центра для детей с аутизмом – инициатива ОФ «Қамқорлық». Реконструкция объекта проводится за счет средств областного бюджета.