В начале года информация о строительстве новых ТЭЦ в Казахстане шла четко как по географии, так и по деньгам. Стоимость ТЭЦ в Кокшетау – 347 млрд, в Семее – 420 млрд, в Усть-Каменогорске – 490 млрд тенге. Цена атомной электростанции по расчетам Минэнерго может обойтись в 10-12 млрд, но уже не тенге, а долларов США. Логично задать вопрос: «Когда ждать?».
В ожидании
Начало строительства ТЭЦ в Кокшетау запланировано на этот год. До сих пор в городе не было теплоцентрали – тепло давали две районные котельные. Обе построены в прошлом веке (тысячелетии): одна в 1977 году, другая в 1990-м, на нее и приходится самая большая нагрузка, как пишут местные СМИ. Тем временем Кокшетау в часы пик потребляет 500 гигакалорий тепла. В запасе есть газомазутные котлы, но включать их одновременно накладно: дорого обходится.
Электроэнергию в Кокшетау не вырабатывают. От новой ТЭЦ ожидают производства 520 гигакалорий тепла в час и 240 мегаватт электричества. Тогда и горячее водоснабжение (центральное) появится в Кокшетау. Пока власти говорят, что стройка начнется в третьемчетвертом кварталах. Строить будут два пусковых комплекса, чтобы первый запустить не дожидаясь готовности второго. Город стремительно растет и поглощает энергию. На возведение первого комплекса отводится два года.
В Семее и Усть-Каменогорске строить новые ТЭЦ начнут в 2025 году. Еще в мае министр энергетики РК А. Саткалиев говорил, что здесь «идет активный процесс разработки техникоэкономического обоснования» проекта. Утвердить ТЭО должны до конца нынешнего года. Министр чуть подстраховался словом «наверное»: «дальше по графику уже, наверное, без задержки приступим к строительству». ТЭЦ будут угольными, но смогут работать и на газовом топливе (меняя форсунки).
Кто ты сегодня без энергии?
Проект АЭС в Казахстане продвигается неуверенно. Не хватает политической воли? Пусть люди сами решают на референдуме, не быть или все-таки быть АЭС?
На одном из политических шоу, где речь шла о референдуме, но не в Казахстане и не на тему ядерной энергетики, один из спикеров высказался весьма просто: если в стране есть президент и правительство, они и должны принять решение, взять ответственность на себя. Может, он прав?
Да и прошло время спокойных референдумов. У нас это читается между строк. Пока мы видим тихую агитацию. В Костанае чиновник из минэнерго (упомянутый в первой части статьи), помимо контроля подготовительной работы к зиме, мимоходом сообщил, что атомная энергетика, по сути своей, – зеленая, то есть чистая. И в Жамбылской области был такой разговор: энергетики и потребители убеждали друг друга, что АЭС нужна и полтысячи реакторов по миру действуют нормально. И что Япония, пережившая ядерные бомбардировки, а не так давно катастрофу на Фукусиме, не отказывается от мирной ядерной энергии. Потому что нет другого выхода. Кто ты сегодня без энергии?
Приведу в пример и Германию. «Зеленые» приложили усилия, чтобы закрыть все АЭС в стране ради безопасного будущего. Но ядерные боеголовки на военных базах никуда не делись, их количество обещают нарастить. Борьба – дело такое.
Референдум по АЭС в Казахстане запланирован якобы на сентябрь. Тем временем на сайте минэнерго идут релизы о поездках чиновников по регионам – людей готовят. Чтобы проявили здравый смысл. Электроэнергия – это не только лампочка под потолком. Сегодня хлеб, мясо, кирпичи не на костре обжигают. И вода в бытовых кранах и на производстве бежит «наперегонки» с электроэнергией.
Немного солнца в холодной су
Если сравнить нынешнюю ситуацию в Кокшетау, Семее и Усть-Каменогорске – Костанай имеет неслабые преимущества. По ходу работы пообщалась с директором ГКП «КостанайСу» Казбеком ШАЛАБАЕВЫМ: насколько критичны для областного центра отключения электроэнергии особенно зимой?
– У энергетиков бывают аварии, отключения – вольно или невольно мы в одной связке, – говорит Казбек Васильевич. – Останавливается насосная станция и ограничивается подача воды в город. Мы, «Костанай-Су», по сетям, по оборудованию, можно сказать, стабильны, но зависим от энергетиков. У них, помимо прочего, финансовые вопросы, низкие тарифы – замкнутый круг, как в таких случаях говорят. В этом году частенько были «моргушки», сначала мелкие, а последняя (на момент разговора. – Прим. авт.) где-то минут 30 тянулась – серьезная авария случилась на сетях МРЭТ. Больше половины города ждало воду, в том числе наш район КЖБИ, где находится насосная станция.
– Насколько опасны «моргушки» зимой?
– Зимой энергетики большие ремонтные работы не проводят: знают, что в холодное время года увеличиваются нагрузки, электроэнергии потребляется намного больше. Они не равнодушны – сами переживают за эти неполадки. У нас положение лучше: «Костанай-Су» планомерно реконструирует сети и обновляет оборудование. В случае аварии у энергетиков, отключений, можем стоять более получаса или часа. По «новой» нужно запускаться в пределах полутора-двух часов – только после этого войдем в обычный режим. Рабочее давление у нас 4,2-4,5 атмосфер. Раньше было проблематично при запусках выдерживать «толчки», а сегодня установлено современное оборудование – пуски плавные, частотные регуляторы. Поэтому избегаем гидроударов. Больших проблем не испытываем. Мелкие бывают: если где-то воду шевельнуло, вылетают «чопики» – деревянные колышки. Это наши внутренние вопросы.
Кубы потребления
Казбек Васильевич говорит: – В течение, я думаю, двух лет у нас будет стабильный объем воды до 100 тысяч кубов. Сейчас строятся новые, на 50 тысяч кубов в сутки, очистные сооружения. До этого у нас были первый блок и второй по 50 тысяч кубов. Первый с 1957 года работает, сегодня он тянет на 50%. Поэтому в город даем порядка 75 тысяч кубов. Среднесуточное потребление у нас 50-52 тысячи кубов летом, 47-48 тысяч кубов зимой. Недостатка в воде пока не испытываем. Оборудование наше обновленное, бюджет вкладывает большие деньги. Я делал подсчет: с 2005 по 2022 годы порядка 30 миллиардов тенге было вложено в предприятие «КостанайСу». Заменены основные водоводы, и сегодня еще меняем. Обновились крупные канализационные коллекторы. Насосные станции реконструкцию прошли: и канализационные, и водопроводные. Построены новые микрорайоны в Костанае – водой всех обеспечиваем.
Нужны обратные потоки
В свете президентского Послания задала вопрос и по технической воде. Оказалось, ее в Костанае, как таковой, нет.
– В 90-е годы в город мы еще с Тобола напрямую брали, в конце 80-х – начале 90-х годов техводу давали на поливы, – рассказал Казбек Шалабаев. – Постепенно эти трубопроводы пришли в негодность, весь город «бежал», и их бросили. Сегодня проложить летний водопровод очень проблематично.
Представляете, между тротуарами, в жилые секторы частников вести воду – об этом даже думать не приходится. Но понимаем, что скоро этот вопрос может встать. Определенные расчеты сделали, планы есть, и если завтра проблему техводы нам обозначат, мы знаем, откуда и куда ее запитывать, какие водоводы тянуть хотя бы на крупные предприятия, которые могут пользоваться технической водой. Многие сейчас делают «оборотку». Например, хозяева автомоек начинают задумываться – опять же после послания Президента, – как обустроить свои очистные сооружения и получать использованную воду повторно.
Чтобы вымыть один автомобиль, в зависимости от его величины и степени загрязнения, нужно от 50 до 350 литров специально очищенной воды (осмос). Система фильтрации позволяет вывести из воды примеси. Сточные воды в свою очередь требуют фильтровки, либо химобработки, прежде чем уйти в канализацию. При наличии системы рециркуляции воду можно использовать повторно, с учетом накапливающихся осадков, которые нужно утилизировать. Таким образом, и автомойки – больные зубы урбанизиции – потребуют решения.