В смарт-центре при КРУ молодые люди воспитывают искусственный интеллект (ИИ).
Этот материал, кстати, также написан с помощью ИИ. «КН» поговорили с кофаундером (сооснователем) компании aitomaton Эдгаром ВОЛОДЬКИНЫМ. Эдгар также CPO – директор, ответственный за создание, развитие и реализацию стратегии продукта. Часовая беседа была записана на диктофон, а затем аудиофайл был отправлен в телеграм-бот Whisper Summary AI. Он сгенерировал ключевые пункты беседы. Признаться, результат и удивил, и встревожил. Разговорная речь наполнена лишними или бессмысленными словами, произвольными отступлениями, идиомами. Тем не менее Whisper Summary AI продрался сквозь лингвистическую чащу и выдал основные тезисы.
Вот как нас понял ИИ.
Ключевые пункты
1. Эдгар Володькин – СPО и сооснователь компании aitomaton, которая разрабатывает решения на основе ИИ для автоматизации бизнеса.
2. Компания создает виртуальных ИИ-менеджеров для работы с клиентами по телефону, консультирования, приема заявок и проведения опросов.
3. Решения компании работают без Интернета, что важно для безопасности данных корпоративных клиентов.
4. Компания основана в 2023 году, в ней работает 18 человек из разных стран.
5. Эдгар считает, что ИИ не заменит людей полностью, а, скорее, усилит их возможности, как инструмент.
6. Компания стремится не просто автоматизировать процессы, но и помочь сотрудникам переквалифицироваться для новых задач.
7. Обсуждаются вопросы безопасности и этики использования ИИ, а также необходимость его регулирования.
8. Упоминается конфликт в OpenAI между коммерческим и исследовательским подходами к развитию ИИ.
9. Подчеркивается стремительное развитие технологий ИИ и сложность прогнозирования их влияния в будущем.
Путь
«Теперь вы можете задать вопросы по содержанию», – предложил в конце Whisper Summary AI. Вопросов, в принципе, не было. ИИ блестяще справился с выбором и формулировкой важных моментов часовой беседы. И это вызвало удивление – ведь мы разговаривали и о посторонних вещах. Я спрашивал, например, об аскетичном тату на кисти Эдгара. Обыкновенная темная линия. «Самый простой символ пути», – улыбнулся молодой человек. В беседе было много других «человеческих» моментов, которые ИИ посчитал не важными для тезисов и отбросил их.
Aitomaton в начале своего пути. Компании только полтора года, сформировалась она из группы единомышленников в Telegram. И этому значительно помог смарт-центр при КРУ (Костанайский региональный университет) и Qostanai hub – региональный филиал Astana hub. Смарт-центр КРУ позиционирует себя как место притяжения креативной молодежи и начинающих предпринимателей. Здесь им предоставляется бесплатная (или недорогая) аренда помещений, обеспечение инфраструктурой. Здесь проходят образовательные программы и поиск инвесторов. Это своего рода hitech-инкубатор.
Как поняли мы
Выше ИИ рассказал, что аitomaton разрабатывает виртуальных ИИ-менеджеров первой линии.
– Они могут работать как на входящую линию по телефону, так и на исходящую. Наш продукт может консультировать, принимать заявки, квалифицировать клиентов, опрашивать их, производить какие-то опросы – социальные, исследовательские, – рассказывает Эдгар. – На данный момент, именно с использованием генеративных языковых нейросетей, таких решений на рынке СНГ немного, и они оставляют желать лучшего. В Казахстане буквально одна компания этим занимается. Но в отличие от них, мы делаем это возможным без Интернета.
То есть наши решения позволяют быть независимыми от таких гигантов, как OpenAI, Google, Microsoft. Мы можем это все делать в так называемом контуре. Сейчас это очень важно, особенно таким корпоративным структурам, как банки, крупные добывающие предприятия, государственные ведомства, которым нельзя сливать данные за свой контур, и тем более за пределы страны. А безопасность ИИ, его защищенность – сейчас один из факторов, который тревожит. Ведь конфиденциальность, приватность информации уже жизненно необходимый фактор. Наши решения позволяют реализовываться без Интернета, локально, на серверах.
– Простые люди, которые замечают, как быстро ИИ завоевывает влияние в мире, уже беспокоятся угрозе исчезновения человеческих профессий. Что вы скажете?
– Эти риски, по-моему, нельзя назвать однозначно негативными. Потому что это в целом достаточно понятный для нас исторический кейс. Вспомним, что относительно недавно была профессия телефонистов. Они там переключали какие-то шнуры, штыри, связывали абонентов. Сейчас они уже не нужны на автоматизированных станциях. Новое поколение даже не подозревает, что такое было.
Усиленный интеллект
– Я как-то смотрел ролик в Tik Tok – юношам и девушкам предлагали телефон с диском. Никто не смог понять алгоритм набора номера. А многие не смогли определить время по часам со стрелками.
– С часами это, конечно, жестковато (смеется). О чем мы и говорим. По сей день, наверное, есть ручные прачечные в некоторых странах. Но мы рады стиральным машинкам-автомат в доме и не вздыхаем о такой профессии, как прачка. ИИ какие-то специальности уберет, а какие-то заставит появиться. Сейчас наши конкуренты позволяют себе агрессивную рекламу: якобы с помощью наших решений вы уволите менеджеров, а наш чат-ботик будет сам отвечать в Инстаграме, в ватсапике и так далее.
Нам не нравится эта позиция. Мы смотрим на человека, как на ресурс с очень большим потенциалом. Вспомним, что есть ИИ, а есть УИ (англ. Intelligence amplification). Это усиленный интеллект. Он начался, наверное, с письменности. Потом счеты, например – это был огромный сдвиг по усилению интеллекта. Часть каких-то процессов человек выгрузил наружу. Здесь аналогичная история. Отдельный ИИ и человек использующий ИИ – это прямо разные лиги. И мы сейчас разрабатываем программы, чтобы вместе с автоматизацией, которую приносим бизнесу, мы приносили бы некую переквалификацию с усиленным интеллектом нынешнего штата.
Каким будет завтра?
Aitomaton был одной из компаний, которые представляли Казахстан на последнем саммите ШОС. Информационные технологии находятся в орбите интересов на самом высоком уровне. Aitomaton подписал договоры намерения с международными, российской и узбекистанской технологичными компаниями. В молодой aitomaton составляли план-стратегию на два года, но достигли намеченных позиций в течение шести месяцев.
На втором этаже смарт-центра находится «островок» aitomaton. Молодые люди – некоторые в очках, другие с тату, на столе банка энергетического напитка. И, конечно, ноутбуки и компьютеры. XXI век и цифровые технологии – это уже и особая субкультура людей.
На «островке» несколько комнатных цветов. Большой папоротник стоял гдето в темном углу здания, всеми забытый, стал усыхать. Aitomaton принесли его к себе и теперь он странно двухцветный. Из сухих веток пробивается зелень. А на полках шкафа старые технологии, такие как кассетная видеокамера, телефонраскладушка.
– Еще относительно недавно такой Samsung котировался. Полифония, цветной дисплей, ИК-порт... А как ценилась Nokia и что с ней стало!
– Да, они допустили пару серьезных и роковых ошибок, – покачал головой Эдгар. – Прежде всего, не поверили в технические перспективы ведущей открытой операционной системы, такой как Android. А время сейчас – все меняется просто моментально. С ИИ станет меняться еще быстрее. Остается не зевать. И если честно, волнительно представлять, каким будет «мозг» ИИ через сто лет...
В ChatGPT мы задали вопрос: «Каким будет мозг ИИ через сто лет?». «Мозг ИИ» ответил: «Важно будет, чтобы ИИ продолжал развиваться с учетом этических норм и безопасных взаимодействий с людьми»...