Большим политическим днем назвали аналитики события в Астане в конце прошлой недели. Оценки разные.
Россия – Казахстан: двусторонние отношения
В Астане с госвизитом побывал президент России Владимир Путин. Встречали его торжественно, можно согласиться, что помпезно. Неоднозначную реакцию обычных казахстанцев вызвали развешанные в столице билборды с приветствием большого гостя, где фигурировало обращение «Ваше Превосходительство». Позже в своем телеграм-канале политолог Газиз Абишев объяснит: «Государственный визит совершается в одну страну один раз на один срок полномочий. Протокол предполагает всякие торжественные детали гостеприимства, в том числе «Ваше Превосходительство». Президента Токаева точно так же встречают во время различных государственных визитов. Конечно, в разных странах варьируется в ту или иную сторону – в зависимости от уровня отношений, обстановки в стране, но в целом – общепринятый протокол дипломатической вежливости».
Так какой же уровень отношений между Россией и Казахстаном? Владимир Путин заявил, что у них нет нерешаемых вопросов. Если они в двусторонних отношениях возникают, то обязательно находятся решения. Прежде всего это касается сферы экономики. Пример тому – форумы межрегионального сотрудничества. Последний проходил в Уфе, совпал по времени с визитом В. Путина в Казахстан. Президенты обеих стран в онлайн-режиме в нем участвовали.
Если конкретно говорить о взаимоотношениях двух стран, то сначала встреча президентов проходила в закрытом формате.
– Мы обращали внимание на те проблемы, которые возникают в рамках такого большого двустороннего процесса, – сказал об этом формате В. Путин. И подчеркнул, – вопросы есть с обеих сторон, но есть и желание искать на них ответы.
Политолог Даниял Ашимбаев так определил уровень двусторонних отношений:
– Россия для нас больше чем союзник. При этом многие интеграционные вопросы в нашем регионе – а Казахстан участвует и в центральноазиатских, и в китайских проектах – именно с Россией не только наиболее выгодные для нас, но, я бы сказал, братские. И те негативные процессы, которые некоторые пытаются распространить на Казахстан, нацелены только на подчинение нашей страны интересам других глобальных игроков.
Невидимые тени
По итогам госвизита В. Путина в Казахстан было подписано совместное заявление двух лидеров. Политологи отмечают: оно носит по большей части декларативный характер и касается в основном экономической проблематики. А в тени осталось самое острое: российско-украинский военный конфликт. По мнению политолога Аркадия Дубного, Путину так и не удалось добиться от Токаева «согласия с проводимой Москвой СВО в Украине». Хотя она из-за санкционной политики затрагивает и интересы Казахстана. Кроме того, угроза идет и от военного противостояния. На прошлой неделе Токаев поручил усилить охрану ключевых военных и гражданских объектов республики. Это совпало с разрешением Запада Киеву своими ракетами стрелять вглубь территории России. Не исключено, что по объектам вблизи российско-казахстанской границы. Впрочем, другие эксперты предполагают и иные темы закрытых переговоров двух президентов.
– Сегодня сложилась такая ситуация, когда Казахстан превратился в самого адекватного рукопожатного игрока в Евразии, с которым можно сотрудничать, – говорит эксперт Берлинского центра Карнеги по Китаю и странам ЦА Темур Умаров. – Токаев вполне может играть роль посредника. За закрытыми дверями Токаев и Путин могут также обсуждать санкции, действия Казахстана и России по нивелированию последствий санкционного режима.
Так жив или мёртв?
Этим вопросом по-прежнему задаются западные эксперты, когда имеют в виду деятельность Организации Договора о коллективной безопасности. И отвечают сами себе: подтверждения «здоровья» ОДКБ не видят. Визит В. Путина в Астану совпал также с проведением очередного саммита ОДКБ. Вот что там сказал Касым-Жомарт Токаев:
– Важно подчеркнуть, что ОДКБ – это не просто военное партнерство, это уникальный механизм, объединяющий наши усилия и ресурсы для защиты суверенитета и территориальной целостности наших государств. В качестве председателя ОДКБ Казахстан сосредоточил свои усилия на укреплении тесного взаимодействия стран-участниц.
Владимир Путин повторил, что их «ядерный зонтик» по-прежнему закрывает пространство, прежде всего, для стран-членов ОДКБ. Это нашло отражение и в обновленной ядерной доктрине России.
– Применение обновленной ядерной док трины России в контексте ОДКБ, – говорит директор Казахстанского центра аналитических исследований «Евразийский мониторинг» Алибек Тажибаев, – представляет собой важный стратегический вопрос.
Однако, по его мнению, реализация таких положений требует детальной проработки. Пока же члены Организации договорились повысить техническую совместимость вооружения, военной и специальной техники. Отрабатываться это будет в Беларуси на учениях «Эшелон-2025».