1 января в Казахстане вступает в силу новый Закон «О государственных закупках». В чём его преимущества перед старыми версиями?
Без затрат на маркетинг
Закон РК «О государственных закупках» – ключевой во всех смыслах. Через госзакупки расходуется основная часть бюджетов всех уровней. В их недрах паразитирует коррупция. По неофициальной статистике, каждый второй договор о закупе товаров, работ, услуг (ТРУ) сопровождается крупными и мелкими нарушениями. В тендере выигрывает тот, кто выходит с меньшей ценой. Демпинг до сегодняшнего дня – черная дыра в госзакупках.
Но вот что сказал Касым-Жомарт Токаев в сентябрьских Посланиях 2022-2023 годов: «Предстоит выстроить качественно новую систему государственных закупок. В приоритете должно быть качество закупаемых товаров и услуг, а не минимальная цена». Новый закон о госзакупках, сказал глава государства, принят, чтобы устранить проблемы текущей системы: длительные сроки, бесконечные обжалования, недостаточную прозрачность. Должен способствовать рациональному и подотчетному расходованию бюджетных средств. «Новая система должна обеспечивать дальнейшую поддержку отечественного предпринимательства и, самое главное, оперативно решать насущные проблемы с помощью бюджетного финансирования. Предстоит упростить и сократить закупочный процесс, обеспечить приоритет качества над ценой, то есть поставить эффективный заслон от демпинга, осуществить полную автоматизацию процедур».
Тяжело или стремительно?
Советник премьер-министра РК Алишер Кожасбаев, комментируя новеллы (вносимые в Закон изменения), сказал:
«Регулируемые государственные закупки являются большим фактором перераспределения всех денежных средств внутри экономики. И это большой фактор роста для бизнеса, особенно для отечественных производителей в обрабатывающем секторе. Отрасль закупок влияет в целом на экономику: это одна из сложно регулируемых сфер. В парламенте были жаркие дискуссии, тяжелый закон...».
Но есть и другое мнение:
«Депутаты начали рассматривать законопроект лишь в апреле 2024 года и приняли довольно стремительно. 3 апреля – в первом чтении, 15 мая – во втором. 20 июня закон одобрил Сенат, 1 июля свою подпись поставил Президент. Судя по тому, как быстро прошел процесс принятия закона, никаких претензий к содержанию закона у депутатов не возникло... Закон приняли кулуарно, с бизнесом не обсуждали». (Цитата с exclusive.kz).
Для сравнения
Оздоровить госзакупки пытались не единожды. В действующем законе оговорены разумные требования: обладать правоспособностью (для ЮЛ) и гражданской дееспособностью (для ФЛ); являться финансово устойчивым, не иметь налоговой задолженности свыше шестикратного размера МРП, не подлежать процедуре банкротства или ликвидации, обладать материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, иметь опыт, потенциальный поставщик, который привлекает субподрядчиков, должен представить организатору тендера подтверждение квалификационным требованиям соисполнителей.
Закон и правила к нему не только требуют, но и защищают потенциальных участников тендеров от неправомерных действий организаторов. Но где проблема с исполнением, там и упоминание госзакупок.
На сайте Акорды
Новый Закон РК «О государственных закупках» направлен на оптимизацию процедур закупочного процесса, повышение качества закупаемых товаров, работ, услуг, усиление ответственности участников госзакупок и развитие конкуренции.
Для этого в первом блоке новелл обновлен механизм рассмотрения жалоб, пересмотрена роль Министерства финансов как контролирующего органа. В целях сокращения сроков проведения процедур, прямо установленные в законе сроки перенесены на уровень Правил осуществления госзакупок. Пересмотрены основания признания госзакупок несостоявшимися: для упрощения процедур и исключения коррупционных рисков и один поставщик будет признан, если он соответствует квалификационным требованиям (ранее без альтернативного поставщика тендер считали несостоявшимся. – Прим. авт.). Предусмотрено право по закупу из одного источника товаров до 100 МРП, работ и услуг – до 500 МРП. Для сельских акиматов порог приобретения увеличен с 3000 до 4000 МРП. Из одного источника можно приобретать товары, работы и услуги для предотвращения ЧС (ранее было возможно лишь для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций). Упрощен порядок закупок научными организациями.
Во втором блоке закона говорится в том числе о «неценовых критериях выбора поставщика». Для этого предусмотрено внедрение реестра потенциальных поставщиков, имеющих положительную репутацию: с опытом работы, финустойчивых и финоткрытых в смысле отчетности, без налоговых задолженностей.
Вводится институт ЕРС – строительство «под ключ». Один поставщик сможет работать на всех этапах реализации проекта – от проектирования до ввода в эксплуатацию с поставкой товаров и оказанием услуг. Внедряются «Устойчивые закупки» – под них подведены ТРУ с социальными, экономическими и экологическими аспектами.
Третий блок новелл требует усиления ответственности поставщиков. Для этого внедрена возможность общественного мониторинга госзакупок. Установлен запрет для участия в госзакупках лиц с коррупционным прошлым.
Сокращены с 50% до 30% предельные объемы работ и услуг, передаваемых субподрядчикам.
Четвертый блок новелл направлен на развитие конкуренции. Для этого переводятся на единую платформу закупок все государственные и квазигосударственные (созданные с участием государства) организации – веб-портал госзакупок. Исключен закуп через товарные биржи. Закупки из одного источника становятся исключительным случаем – для реализации критически важных объектов и проектов общественного значения. В целях поддержания отечественных производителей Минфин утвердит список ТРУ, который будет закупаться только у субъектов малого и среднего бизнеса.
Мнения
Даурен Кенбеил, вице-министр финансов:
«Электронный портал закупок позволяет любому пользователю проследить за всеми этапами закупок, исключая человеческий фактор. Активную роль в мониторинге играют общественные объединения, антикоррупционные службы. А новый институт общественного мониторинга призван усилить контроль за исполнением договоров, особенно в регионах с ограниченными ресурсами».
Александр Круглов, юрист, эксперт-практик по госзакупкам:
«Самый большой минус нового закона в том, что он не решает тех проблем, которые есть сейчас. Я предлагал объединить все регулируемые закупки в Казахстане в единый Кодекс о закупках – государственные, отдельных субъектов квазигосударственного сектора, АО «Самрук-Казына», Нацбанка, питания для организаций образования, медикаментов и медуслуг, включая пенитенциарную систему... У нас очень большой пласт разрозненных закупочных систем. Их объединяют деньги – государственные или квазигосударственных структур. Президент предлагал перенести на единую платформу, минфин принял слишком буквально, предполагая только техническую реализацию. Идею Кодекса отклонили. В итоге не решается проблема разрозненности закупочных структур... Предполагается, что закон будет рамочным, а все процедурные детали и административные вопросы уйдут в Правила. Они нестабильны, изменения вносятся в среднем десять раз в год. А это порождает правовую неразбериху...». (Цитата с сайта inbusiness.kz).
Ждём
Человеческий фактор способен честно работать со слабым законом и выломать себе «левую» лазейку в законе идеальном. Кто будет оберегать новый закон? Заказчик, поставщик, общественность? Закон новый, а действующие лица те же. Вот в чем вопрос.