В областном центре женщину избил бездомный. Кто понесет ответственность?
Люди, которые живут и работают неподалеку от места обитания Анатолия, жалуются, что он постоянно нарушает порядок. В магазине пристает к покупателям, возле входа в стоматологию справляет нужду, попрошайничает... А 21 октября и вовсе повредил жительнице Костаная авто и не слабо избил. Анатолий колясочник, но это не мешает ему быть довольно мобильным.
Схватил за волосы и бил...
21 октября Ирина после работы заехала в магазин «Элита». Был обычный будний день. После покупки продуктов женщина собиралась забрать детей из школы, а потом – домой.
«Когда заходила в магазин, увидела перед дверью бутылку водки. Огляделась по сторонам, заметила справа этого мужчину в инвалидной коляске – он с кем-то разговаривал, – рассказывает Ирина. – Когда вышла с продуктами, он был уже в другом месте. Что-то начал мне орать. Наверное, просил денег: я не прислушивалась. Мне было некогда, не обратила внимания. Села в машину, пока пристегивалась ремнем безопасности, услышала стук об автомобиль. Смотрю, он стоит передо мной. Ударил бутылкой прямо по капоту. Вышла из машины, он начал меня материть. Села обратно, вызвала полицию. Он тем временем харкнул мне на лобовое стекло. Я позвонила супругу. Пока говорила по телефону, он объехал машину, еще раз ударил ее бутылкой, облил алкоголем. Я дверь открыла, хотела посмотреть. Он схватил меня, прижал и стал наносить удары. Пыталась его оттолкнуть. На проезжей части остановилась машина, вышел мужчина, чтобы разнять. Еще один мужчина и женщина пришли мне на подмогу. Приехала полиция, у меня был вырван клок волос, губа разбита, голова в шишках. Волосы в том месте даже не растут теперь, два месяца прошло.
А если бы он меня этой бутылкой по голове ударил? Трясло от случившегося. Поехала в полицию, написала заявление. Его повезли на освидетельствование. Выявили среднюю степень опьянения. А мне тем временем полицейский сказал, что его не закроют, потому что он на коляске, даже не возьмут. Скорая и полиция, как оказалось, знают этого бездомного. 25 админи стративных нарушений за год у него, насколько мне известно. Видимо, никто не пишет заявления. Полицейский сказал, что лично пытался определить Анатолия на принудительное лечение. Но и там не берут, ссылаясь на то, что он на коляске. Неужели места для таких людей у нас не предусмотрены? Есть видео, на котором видно, что я его не трогала», – женщина подробно описывает каждую деталь, потому что опасается, что поступок бездомного останется безнаказанным.
Накажут?
Оценку повреждений авто Ирина не делала, равно как и не определяла моральный ущерб. Объясняет это тем, что нет смысла ввиду статуса нарушителя. Но уголовное дело на него все же завели, и на данный момент его уже рассматривают в суде №2. Ирина признана потерпевшей.
«На следующий день после случившегося я написала анонимно в один из пабликов Костаная. Посыпались комментарии от людей, которые тоже пострадали от этого человека. Одна женщина написала, что он харкался и матерился, когда она шла с ребенком, другая рассказала, что мужчина опорожняется даже в подъезде. Пристает к клиентам ближайших торговых точек, попрошайничает. И тем не менее продолжает безнаказанно все это делать.
Как ездил, так и ездит, никто его не закрывал. Я обращалась в прокуратуру, к полицейским, но каждый раз он снова возвращался на свое место. Неужели так все запущено? Просто вышла из магазина и попала под раздачу. Ему терять нечего, а людям, которых он провоцирует, есть что терять. Он судье говорит, мол, закройте меня на полгода, а потом отпустите. На зимнее время, видимо, чтобы перекантоваться».
На первом судебном заседании Анатолий появился в состоянии алкогольного опьянения. Продолжать в таком духе было нельзя – мужчину решили отправить в вытрезвитель. Это было озвучено, по словам Ирины, в зале суда. Отправили или нет – нам не проверить. Однако на следующий день он пришел на заседание трезвым. Анатолия предали суду по ч. 1 статьи 293 – «Хулиганство». Также известно, что на него наложили штраф в рамках административного производства.
Мера пресечения в отношении подсудимого – «подписка о невыезде и надлежащем поведении». Согласно Уголовному кодексу РК, «хулиганство, то есть особо дерзкое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, либо совершением непристойных действий, отличающихся исключительным цинизмом, наказывается штрафом в размере от пятисот до двух тысяч месячных расчетных показателей, либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок от трехсот до шестисот часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок».
Сможет ли Анатолий в случае обвинительного приговора исполнить решение суда? Разве что последний пункт. Если же он получит не максимальное наказание, предусмотренное этой статьей (что вполне возможно), то сложно представить, как он будет выплачивать большой штраф или выполнять общественные работы на коляске. Если же срок будет условным, либо судья решит назначить ему ограничение свободы, Анатолий вернется в город, и скорее всего, на «свое» место. Что же делать в этом случае?
Кто в ответе?
«КН» поинтересовались в управлении занятости и социальных программ, как обстоят дела с размещением бездомных в нашей области. Алгоритмов действий, как выяснилось, не так много. Заместитель руководителя ГУ «Управление координации занятости и социальных программ акимата Костанайской области» Алия Мекебаева отметила, что если обратиться в отдел соцзащиты Костаная, то специалисты будут сопровождать мужчину в оформлении документов на инвалидность. Ведь официально он инвалидом не признан. Либо действовать самостоятельно или с помощью родственников.
– Для решения вопроса с оформлением инвалидности нужно обратиться по месту прикрепления к своему участковому врачу. Это не медикосоциальная экспертиза, а именно медики, которые его лечат. Есть такие люди, которые садятся в коляску и потом не хотят вставать. Если участковый врач видит, что есть показания для установления инвалидности, то они оформляют все направительные документы в медико-социальную экспертизу. Это делается электронно – не надо никуда ходить. Там уже смотрят и определяют в зависимости от заболевания, либо заочно-проактивно ему оформят, либо ему нужно приехать и установят инвалидность очно, – пояснила Алия Есмухановна. – Что касается принудительного лечения, туда можно направить по заявлению близких родственников в полицию. У нас на сегодняшний день, чтобы разместили в Центре социализации, нужно заявление от него. И, конечно, придется дождаться своей очереди. Зимой, как правило, мест нет. Такие центры есть в Костанае и в Рудном.
В департаменте полиции Анатолия (мы намеренно не называем его фамилию, чтобы не нарушать его права, так как судебный процесс еще не закончился) знают хорошо. Знакома с ним и бригада скорой, которая забирала с места происшествия Ирину.
– Если есть документы, тогда отвозим бездомных в Центр для лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации на улице Мауленова, 11, если нет – в приемник-распределитель. Тот же самый алгоритм при наличии инвалидности или для людей с очевидными признаками инвалидности, – прокомментировали в департаменте полиции. – Этот гражданин официально инвалидом не признан, но он действительно колясочник: у него проблемы с ногами. Наше дело отреагировать на сообщения людей, мы его привлекаем к ответственности в соответствии с совершенным им правонарушением (к примеру, за назойливое приставание к людям в общественном месте или появление в нетрезвом виде), потом доставляем в центр или ночлежку. Но он имеет полное право покинуть эти места самостоятельно. У него такой бродячий образ жизни сложился – попрошайничая, зарабатывает себе на жизнь.
Также в ведомстве уточнили, что за 11 месяцев этого года в приемник-распределитель помещено 199 лиц без определенного места жительства, не имеющих документов.
Пока материал готовили к печати, Ирина сообщила, что Анатолию вынесли приговор. Его осудили на полгода лишения свободы с отбыванием наказания в учреждении минимальной безопасности. Кроме того, с него решено взыскать 50 тысяч тенге в качестве компенсации морального вреда потерпевшей.