«Иногда заходишь туда, где никогда не был, но чувствуешь, что ты находишься именно там, где должен быть», – так говорит Тед Мосби, персонаж сериала «Как я встретил вашу маму». Сегодня искать место силы наша рубрика сначала отправится в ретроклуб в город Самару, а потом в духовную столицу Казахстана – город Туркестан.
Сеньоры с берегов Волги
Из того, что говорят в Европе, слово «сеньоры» ведущей рубрики нравится больше других слов и дел. Это европейский статус пенсионеров, ветеранов и иже с ними.
Можно с удовольствием смотреть, как они играют в футбол. Есть быстрые игроки, а есть тихоходы с одышкой, с животами и прочими атрибутами возраста. Но кто назовет стариком человека, который в полной экипировке – бутсах, гетрах и прочая – выходит на поле! Футбол – место силы. И ретро-клуб, где танцуют и поют – тоже место силы.
Моя школьная подруга, уроженка Кустанайской области, назову ее просто Надеждой, после многих лет вдовства однажды пришла в ретро-клуб нашей южной столицы. Одиночество переносится одинаково тяжело мужчинами и женщинами. Надя была красивой девушкой, но «была» – не то слово. Она есть, выглядит моложе своих лет, талию не утратила, одевается стильно. В Алматы в наследство от родителей получила большой дом, с садом и бассейном. И все бы хорошо, но для одной – тоскливо. Опять же надо уточнить – у подруги есть взрослые сыновья и внуки, которые не далеко и не близко. Не забывают поздравить с днем рождения и праздниками, навещают, целуют и уезжают. Такова жизнь.
В каком году она в первый раз пошла в ретро-клуб, точно не скажу. Точно знаю о другом: Наде захотелось в гущу своих ровесников. Потанцевать, спеть популярную когда-то песню – не соло, а как минимум дуэтом. В юности мы пели все, что шло по ТВ. Вчера концерт, сегодня поем. Поют ли сейчас популярные песни? Не знаю. Давно не слышала домашних исполнителей. К сожалению.
Вернемся к моей подруге, к ее фотографиям из ретро-клуба. Все чаще неподалеку в кадр стал попадать сеньор в белой рубашке и галстуке «бабочка». Однажды на каникулах мы с ней отдыхали на турбазе «Лесная». За наш стол сел мужчина в белой рубашке и галстуке бабочкой – по тем временам совершенно уникальное явление. Он назвался Андреем и оказался артистом Кустанайского драмтеатра им. Горького. В шутку я даже спросила у подруги: не тот ли самый Андрей, теперь уже сеньор, рядом с нею? Нет, этого сеньора зовут Валерий. Прошло сколько-то времени, через год или чуть больше, стало известно, что и он одинок, с немалым стажем вдовца, и у него есть взрослые дети в российской Самаре. А, кроме того, он один из организаторов ретро-клуба, деятель культуры и солист.
Знакомство набирало обороты и завершилось логически – бракосочетанием. Дети купили молодоженам квартиру в Самаре. Молодожены – слово не противоречивое. Молодость бывает первая, вторая, третья... Как убеждают беллетристы, последней молодости не бывает. Главное – найти место силы и свое место в этом месте (тавтология неслучайна).
Житейскую историю не стоило бы выносить на суд читателей, если бы постепенно она не обрела общественное звучание. В Самаре Надежда и Валерий продолжили работу в клубе «Ретро» Дворца ветеранов. В России, говорит Надя, такой Дворец единственный. Сеньоры – волонтеры от культуры – выступают на разных площадках города при поддержке Дома офицеров Самарского гарнизона. Валерий и солистка клуба Наталья в конце 24-го были признаны Мужчиной и Женщиной года одного из районов Самары. Клуб продвигает и другой проект – «Душевные встречи». Площадку предоставил городской ресторан, коих в Самаре много. Песни 60-70-80 годов, стихи любимых поэтов – на берегах Волги звучат с новой силой.
Неслучайные совпадения
Первые целевые чартеры из Костаная в Туркестан предпринимались при Умирзаке Шукееве (аким Костанайской области с августа 1998 г. по март 2004 г.). Он родился в Туркестане и многое сделал для возрождения древнейшего на территории Казахстана города.
В минувшем декабре Мажилис работал над законопроектом о придании городу Туркестан статуса духовной столицы Казахстана. В рамки закона войдут нормативы о резервате памятников археологии и запрете на строительство вокруг мавзолея Ходжи Ахмета Яссауи (Яссави) высоких зданий и посадку деревьев. Духовность не исключает экономического развития. С 2018 по 2024 год ВВП Туркестана вырос в четыре раза. Запланировано создание СЭЗ «Туран» с учетом льготного налогообложения и предоставления инвесторам земельных участков.
История города началась до нашей эры – пересказать ее не хватит и энциклопедии. Туркестан не только строили, но и разрушали. Иногда он переставал упоминаться в летописях: люди покидали город, когда жить в нем становилось слишком опасно. Если бы не суфийский поэт и философ Ходжа Ахмед Яссави, похороненный в городе-крепости Ясы (ныне территория Туркестана), над могилой которого Тамерлан (Тимур) начал строить мавзолей с мечетью, время могло стереть все пласты великой истории. Но не стерло. Бухарский хан Абдулла Второй после смерти Тимура достраивал сооружение. Сейчас к мавзолею тянутся караваны паломников. Турке стан обещает быть духовной столицей не только Казахстана, но и всего тюркского мира и не только тюркского. Знаю в Костанае молодую женщину Оксану, не раз и не два побывавшую в Туркестане. Она отправляется туда, чтобы набраться моральных сил, когда это особенно нужно.
Напомню, в 90-х очень популярным среди костанайцев был Аркаим (Бредихинский район Челябинской области) – природное место силы, потухший миллионы лет назад вулкан. Аркаим называют городом Солнца, ссылаясь на мощные потоки энергии, которые якобы здесь можно получить. Хватает солнца и в Туркестане. Летом, как считают побывавшие в городе костанайцы, там очень жарко. Об этом рассказывал и коллега, корреспондент «КН» Фарид Дандыбаев. Он побывал в Туркестане дважды. В первый раз, только вернулся из путешествия, узнал, что стал победителем республиканского журналистского конкурса.
«Не зря привез с собой маленький тай-казан», – сказал Фарид. Оригинальный тай-казан (на верхнем снимке) – самая большая чаша для воды на востоке тюркского мира, вмещает 3000 литров. По преданию, она была отлита из сплава семи металлов. Одна из надписей на реликвии гласит о том, что Тай-казан – дар Тимура в память о Яссави. Другая надпись особенно важная – «Будь благословен». И это напутствие, и значение воды в жарком городе – все неслучайно.
Недавно Фарид снова побывал в Туркестане:
– Здание мавзолея без фундамента. Многие архитекторы защищают свои докторские по этой теме. Все восхищаются огромным зданием, построенным без фундамента в сейсмически активной зоне, и с XIV века не поддающимся разрушениям... Место силы!