За последние два года в Костанайской области в семьи устроено 130 детей, оставшихся без попечения родителей.
Речь о детях от трех до 18 лет. В кровные семьи вернулись только 12. Остальные нашли родительское тепло в семьях приемных. В области немало мальчишек и девчонок, которые остались без попечения родителей. Только в Рудненском центре поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на данный момент 152 ребенка, в деревне семейного типа «Жануя» – 44 воспитанника...
Соломон
Я познакомилась с этим мальчиком десять лет назад, когда по работе приехала в интернат на концерт, посвященный 8 Марта. Соломону тогда только исполнилось три, и его недавно перевели в интернат для детей постарше. Обаятельный мальчуган сразу выцепил меня взглядом из толпы взрослых, подошел и деловито забрался на руки. Так просидел весь концерт, а после он и его друзья подарили мне бумажные тюльпаны собственного изготовления... Помню его глаза, полные надежды.
Этому мальчику уже 12 лет. Он все еще находится в интернате. Его анкета есть в открытом доступе «Банка данных детей-сирот». Там указано, что парень увлекается борьбой и «доступен для знакомства».
Дети, оставшиеся без родителей, всеми детскими силами пытаются привлечь внимание взрослых, особенно самые маленькие. Только завидев гостью, бегут с криками «мама». Сдержать слезы очень сложно. Но плакать нельзя. Сейчас постороннему человеку просто так посещать детдом запрещено – нужно пройти определенные процедуры, чтобы в первую очередь самому себе доказать серьезность намерений. И не давать ложную надежду маленьким людям.
В Управлении образования прокомментировали ситуацию по устройству детей в семьи по области:
«В 2023 году переданы на патронатное воспитание 12 детей, определены под опеку – 43, в кровную семью – 6. Результат работы в 2024 году: 69 воспитанников организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определены в семьи казахстанских граждан, из них на патронатное воспитание – 28 несовершеннолетних, под опеку – 35, переданы в кровные семьи после восстановления в родительских правах – 6 детей».
Настя
Имя этой девочки в материале изменено: она сейчас живет в семье, и ее история подробно не может быть опубликована. Судьба у нее была непростая, как и у большинства детей, оказавшихся без попечения родителей. Какое-то время Настю воспитывала бабушка, потом девочка попала в деревню семейного типа «Жануя». Прожила там два года, а в 14 лет обрела родителей.
– Пара пришла в Школу приемных родителей, собралась в дальнейшем взять ребенка пяти лет. Супруги предполагали, что в таком возрасте проще пройдет привыкание и адаптация ребенка в новой семье. Я им посоветовала познакомиться с Настей. Они прислушались. Оказалось, что Настя очень похожа на приемную мать в школьном возрасте. По правилам положено пройти определенные процедуры, в том числе Школу приемных родителей, навестить ребенка 14 раз. Они все это прошли и забрали девочку в семью – там она живет уже два года. Все у них хорошо, – рассказывает Айнаш Жаканова, директор деревни семейного типа, тренер Школы приемных родителей.
Таких историй со счастливым концом здесь немало. С 2021 по 2024 год из «Жануи» было передано в семьи 35 детей, из них 14 в опеку (семь впоследствии усыновили), 14 на патронатное воспитание. Вернулись в кровные семьи шесть детей, одного усыновили. Пять детей, к сожалению, вернулись обратно. Тому есть разные причины. Играет ключевую роль и мнение, и желание идти в новую семью детей постарше.
– За 2024 год устроено шесть детей, на данный момент идет процесс знакомства кандидатов с двумя ребятами, – добавила Айнаш Жаканова.
В детскую деревню семейного типа «Жануя» принимают детей с трех до 18 лет. Цель работы здесь – создание благоприятной обстановки, приближенной к домашней.
Есть у нас в регионе проект «Наставники», он работает с 2020 года. Его инициатор – республиканский благотворительный фонд «Дара». Правда, в Костанайской области проект действует только для воспитанников деревни семейного типа. Наставники могут общаться с ребенком, давать советы, дружить, участвовать в его жизни.
Чтобы стать наставником, нужно подать заявку, пройти психологический отбор, подготовку. Согласно психотипу наставника психологи подбирают ребенка. Обучение длится недолго – буквально десять дней.
Алгоритм усыновления (опеки, патроната и других форм устройства) в семью:
1. Кандидаты подают заявление на усыновление (другие формы устройства ребенка в семью) на портале электронного правительства.
2. Акт ЖБУ (со стороны органов опеки или попечительства).
3. Заключение о возможности/невозможности граждан быть кандидатами в усыновители.
4. Получить сертификаты ШПР (Школа приемных родителей).
5. Получить доступ в Республиканскую базу (банк) данных детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
6. Самостоятельный просмотр анкет детей и получение направления с целью знакомства с ребенком.
Забирают детей и в другие области Казахстана. Братьев и сестер делить нельзя, кроме исключительных случаев: если ребенок попал в учреждение грудничком и не знаком со старшими братьями и сестрами. Случаи рассматриваются индивидуально.
– Многие говорят, что хотят взять ребенка помладше. Но после прохождения Школы приемных родителей, забирают и детей постарше. Была семья из другой области Казахстана – хотели взять мальчика из «Дельфина», трое его братьев и сестер были в «Жануе». Прошли все процедуры и забрали всех, – рассказывает Айнаш Мусабаевна.
Дом ребёнка
«Дельфин» – учреждение, куда попадают самые маленькие, от нуля до трех лет. На данный момент здесь 37 детей. Все их истории под грифом секретно, так как биологические родители не лишены родительских прав, а только ограничены. У них еще есть шанс восстановиться, исправиться и забрать малышей. Но возможно и другое развитие событий: если через полгода после ограничения в правах родители не исправят положение (речь, в частности, об условиях проживания для ребенка или финансовые проблемы) и не проявят инициативы, чтобы забрать сына, дочь домой, опека выходит в суд с иском о лишении родительских прав. Тогда ребенка смогут забрать в приемную семью.
Во многих подобных учреждениях республики установлены бэби-боксы. В нашем Доме малютки пока нет. Бэбибокс – это специальный контейнер, куда мать может поместить младенца. При этом она останется неизвестной. В контейнере поддерживается определенная температура, выведена камера. Насчет использования бэби-боксов на уровне республики все еще спорят. Но были случаи, когда боксы спасали жизнь. Такие примеры есть и в нашей области. Напомним, в ноябре 2019 года новорожденного обнаружили в мусорном контейнере микрорайона «Аэропорт». Позже выяснилось, что у младенца был шанс выжить. К моменту обнаружения он был в состоянии клинической смерти – реанимационные мероприятия результатов не дали.
– Бэби-бокс пока, к сожалению, не предусмотрен, но в скором будущем планируем применить. Вопрос пока остается открытым, – прокомментировали в Доме ребенка «Дельфин».
В учреждении отметили, что основная причина, по которой дети оказываются у них, – семейное неблагополучие, а именно наркомания или алкоголизм, низкая материальная обеспеченность. То есть проблема воспитания детей в неблагополучных семьях стоит остро.
– Стало больше «отказников». За 2024 год поступило девять детей по заявлению «отказ от родительских прав». На сегодняшний день дети, находящиеся в республиканской базе выбывают в семьи – такие формы устройства, как опека и патронатное воспитание. Лучшим вариантом для ребенка является возвращение в кровную семью, – пояснила патронажная медицинская сестра Татьяна Нурахметова.
Если кровный родитель понимает, что не справляется с ребенком в связи с тяжелой жизненной ситуацией, есть возможность устроить его в «Дельфин» на время. Для этого необходимо обратиться в отдел образования по месту жительства (органы опеки и попечительства).
– У нас ребенок будет окружен любовью и заботой, осмотрен врачом-педиатром, который назначит необходимые анализы, и консультирован другими специалистами по показаниям. Также дети проходят профилактическое оздоровление – ЛФК, массаж, соляная шахта и бассейн, сауна.