Многомиллиардный ущерб за пожар в Аманкарагае в 2022 году все еще не возмещён.

Напомним, главным виновником суд признал Асхата Жакашева, руководителя Басаманского лесхоза. Согласно обвинительному акту, в период с 2020-го по сентябрь 2022 года он, используя служебное положение, позволял частникам в пожароопасный период заготавливать лес без разрешительных документов. За что получил от них более 15 миллионов тенге вознаграждения. Прокурор запрашивал для Асхата Жакашева семь лет лишения свободы и возмещения в размере 21 миллиарда тенге по гражданским искам потерпевших.
Скамья подсудимых
В ходе судебных разбирательств дело переквалифицировали: предан суду Жакашев был по п. 3 ч. 4 ст. 361 УК РК «Злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия». Состава этого преступления суд первой инстанции счел недоказанным. Виновным Жакашева признали по статье «Халатность». Приговорили к четырем годам ограничения свободы и лишению права занимать определенные должности на три года. Требования по гражданским искам потерпевших суд не удовлетворил. Во время судебного разбирательства Жакашева содержали под стражей, а после оглашения приговора его освободили в зале суда. Кроме того, в случившемся признали виновным и тракториста – ему назначили условный срок, но гражданских исков к нему не предъявляли.
Но дело получило новый виток развития. Коллегия областного суда пришла к выводу о доказанности вины Жакашева в совершении преступления, и его действия квалифицированы по п. 3 ч. 4 ст. 361 УК РК. 16 ноября 2023 года экс-руководителю лесхоза зачитали новый приговор: ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 4,5 года с отбыванием наказания в учреждении уголовно-исполнительной системы средней безопасности. За гражданскими истцами-потерпевшими признано право на удовлетворение иска, и вопрос о его размере передан на рассмотрение судом в порядке гражданского судопроизводства. Собственно, это право потерпевшая сторона в лице государства сейчас и реализует. Общая сумма иска – 21 454 923 289,10 тенге. У населения претензий нет, ведь государство компенсировало потери.
По сусекам...
По материалам дела, сумма ущерба 21 454 923 289,10 тенге складывается из сумм 18 774 283 323 тенге (потери леса), 326 380 278 тенге и 2 354 259 687 тенге. На возмещение материальных потерь и борьбу с пожаром государством затрачено 2 680 640 278 тенге бюджетных средств. Местным исполнительным органом приняты меры по восстановлению уничтоженного имущества и возмещению ущерба из средств государственного бюджета – выделена сумма 326 380 278,37 тенге. Для ликвидации последствий ЧС из чрезвычайного резерва Правительства РК выделены 2 274 006 687 тенге для перечисления акимату Костанайской области в виде целевых трансфертов на развитие и из чрезвычайного резерва местного исполнительного органа 80 253 000 тенге. Сумма затрат на строительство домов и коммуникаций к ним составила 2 354 259 687 тенге.
В «КН» обратилась бывшая сожительница Асхата Жакашева Гульдирайхан Дюсембина. Говорит, что в рамках дела прокуратура заинтересовалась ее имуществом.
– Мы с Асхатом Жакашевым в браке никогда не были, – объясняет женщина. – ИП, хозяйство законно оформлено на меня, занимаюсь делом сама. 30 лет назад жили вместе, есть общий сын. Уже лет семь вообще никаких дел с ним не имею. Все движимое и недвижимое имущество принадлежит мне. Мы с сыном ведем это хозяйство. Прокуратура опросила сельчан, живут – не живут, за счет чего... Ну приезжал, уезжал, что с этого?
Да, несмотря на наличие официальной жены, обращено внимание на имущество бывшей сожительницы Асхата Жакашева Гульдирайхан Дюсембиной. Машины, земельные участки, дом, технику, скот общей стоимостью 362 357 296 тенге истец – прокуратура – просит признать общей долевой собственностью Дюсембиной и Жакашева, чтобы выделить его половину доли и обратить в счет погашения иска.
«Аресты, наложенные на движимое и недвижимое имущество Жакашева и Дюсембиной постановлением следственного судьи Аулиекольского районного суда Костанайской области от 23 сентября 2022 года, на имущество Дюсембиной постановлением следственного суда от 28 сентября 2022 года сохранены до разрешения гражданских исков», – говорится в материалах дела.
НЕпара
Прокуратура считает, что Дюсембина и Жакашев совместно проживали на протяжении 30 лет.
– За Жакашевым зарегистрирован автомобиль Volkswagen Passat, Р868KTM, 1991 года выпуска. Кроме того, в период совместного проживания усматривается наращивание поголовья крупного рогатого скота, лошадей. Дюсембина не имела стартового капитала для самостоятельной организации предпринимательской деятельности. В то же время Жакашев обладал опытом в разведении скота, соответствующее образование, направлял подчиненных работников на заготовку кормовых культур, – заявил истец.
Представитель Жакашева Арайлым Аманкулова иск не признала, пояснила, что с осужденным Рапейко (тракторист. – Прим. авт.) было заключено процессуальное соглашение в форме сделки о признании вины от 13 декабря 2022 года. Полагает, что в данном правовом споре иск о возмещении ущерба должен быть предъявлен только к Рапейко. Касательно требований об определении долевой собственности пояснила, что оспариваемое имущество никогда не признавалось за Асхатом Жакашевым. Более того, ответчики никогда не состояли в браке. Есть общий совместный ребенок, совместные внуки, которые связывают их между собой. По словам Аманкуловой, между Асхатом Жакашевым и Гульдирайхан Дюсембиной сохранились дружеские отношения.
Некоторые свидетели в суде дали показания, что Жакашев занимался руководством в КХ, но только потому, что «это мужская работа». В качестве свидетеля в суде дал показания аким поселка Тургунбек Абдибеков. По его словам, действующее КХ принадлежит Дюсембиной. Жакашев же руководил хозяйством, занимался разведением скота, сенокошением, наймом рабочих в КХ. Специалисты ветстанции по вопросу обработки скота переговоры вели с Жакашевым.
Суд первой инстанции удовлетворил иск прокуратуры в части взыскания полной суммы с Жакашева. Но в выделении долей из имущества бывшей сожительницы отказал.
– Ущерб в размере 18 755 892 299 тенге взыскать в областной бюджет, 326 380 278,37 тенге в районный бюджет, 2 354 259 687 тенге подлежит возмещению в областной бюджет. В остальной части иска отказать. Взыскать с Асхата Жакашева в доход государства государственную пошлину в размере 214 365 323 тенге, – постановил судья Костанайского городского суда.
Гульдирайхан Дюсембина – женщина состоятельная, судя по количеству имущества. Однако пока оно под арестом, что тормозит производственный процесс. Тем временем областная прокуратура пошла дальше – подала апелляционную жалобу. Так что история еще не закончена...