ОБСУЖДАЕМ ТЕМЫ:
1. Финансирование влияния.
2. За два дня до выборов.
ЭКСПЕРТЫ:
1. Петр СВОИК – политик, экономист, кандидат технических наук (г. Алматы).
2. Александр РАР – политолог-международник (ФРГ).
18 февраля в Эр-Рияде (Саудовская Аравия ) прошли официальные переговоры российской и американской делегаций. Впервые с 2022 года.
П. СВОИК: «Правила устанавливаются на отвоёванном пространстве»
– Петр Владимирович, Трамп приказал остановить действие антикоррупционного закона, который запрещает американцам давать взятки иностранным чиновникам при заключении контрактов. И если раньше у кого-то были сомнения, то не надо ли теперь основательнее «копнуть» контракты с американцами в той или иной стране?
– Еще со времен отцов-основателей Америка позиционировала себя как «новый свет», новый Вавилон, новый Рим, то есть, как город-империю, который возвышается над всем окружающим пространством и диктует ему свои правила, которые США могут устанавливать или нарушать, но в любом случае требуют соблюдать на всем подвластном им пространстве. После распада СССР подвластным для США стал весь мир. Сверхмогучая держава использует различные рычаги распространения своего влияния и своих законов. Это не только армия и флот, но еще и мягкая сила и, разумеется, финансирование. Надо платить за то, чтобы учить туземных детей, а уж потом они сами, от имени Америки, не меняя своей местной сущности служили бы вот этому городу-государству. Америка, организуя некие международные структуры, не обязательно входит в их состав, и уж точно сама не исполняет их правил, вернее, исполняет тогда, когда считает нужным.
«Президент США пытается завершить российско-украинский конфликт тем путем, который сводит к минимуму потери для США. Подобную позицию нельзя считать переломным моментом… США хотят освободить себя от этого продолжающегося конфликта, чтобы иметь возможность перенести свое внимание на Азиатско-Тихоокеанский регион».– А когда не нужно, то и не исполняет?
The Global Times, китайская ежедневная англоязычная газета с фокусом на международные события
– Ну да. Она выше всего этого. А Трамп – не просто случайный яростный одиночка, а фронтмен очень серьезных сил, которые давно поняли, что глобальная конструкция США начинает стремительно рушиться, как это в свое время произошло и с Римом. И если разрушение нельзя остановить, то хотя бы постараться выгодно направить в свою сторону. Поэтому Трамп начал прямо с разрушения институциональных основ своего же государства, заодно претендуя и на отмену международного права, которое в свое время под эгидой Америки устанавливалось в противодействие Советскому Союзу. Две силы балансировали себя же и умели договариваться в точках кипения. Теперь все это приходится отменять: шантажировать тарифами Канаду, забирать Гренландию, переименовывать Мексиканский залив с планами дальнейшей его прихватизации – и наплевать на международные правила.
– Дальше игра будет без правил?
– Напишут новые – для нас, неамериканцев. Для тех стран, которые не самодостаточны, не вполне независимы. Им придется либо играть по правилам США, либо примкнуть к другой силе.
– Много ли других сил в мире?
– Всего три: США, Китай, Россия. Нравится такой расклад кому-то или не нравится, но уровня этих сил ни у кого другого нет: космос, производство вооружений, обеспеченность природными ресурсами и так далее. И не секрет, что три эти силы делят мир.
«То, чего многие долгое время опасались, становится фактом у нас на глазах. Американский президент вступил в прямые переговоры с Путиным через головы европейцев и, возможно, украинцев… Разговор с Трампом означает конец изоляции Путина... Теперь он стал равным партнером самого влиятельного лидера в мире». Rzeczpospolita, одна из крупнейших газет Польши– Пока мы с вами общаемся, 12 февраля Трамп позвонил Путину, тот пригласил его в Москву. В этот же день Путин поговорил с новым президентом Сирии. Большая сделка началась?
– Договоренности будут, и не одна. Сейчас все вспоминают Ялту февраля 45-го года – Сталин, Черчилль и Рузвельт встретились в Крыму ровно 80 лет назад и договорились о судьбе Европы. Таких новых «Ялт» будет несколько – первая на подходе или уже состоялась. Процесс идет, это очевидно. По Украине гарантии безопасности США перекладывают на Европу. Каждый день там проходят судьбоносные якобы мероприятия, но на горизонте все видят либо США, либо Россию.
– НАТО отойдет на границы 1997 года, чего требовала Россия в конце 2021-го? Первопричина украинского конфликта в трактовке Путина.
– Во всяком случае Пит Хегсет, новый глава Пентагона, того же 12 февраля на заседании в формате «Рамштайн» заявил, что вернуться к границам 2014 года Украине нереалистично, как и стать членом НАТО. Ранее Трамп высказывался, что Байден довел противостояние России и НАТО до СВО. И это имело диссонансное звучание, так как Запад в один голос твердил, что агрессия Путина ничем не была спровоцирована. А через возвращение НАТО на границы 97-го года Россия может принять на себя ответственность и право влиять на ситуацию во всей Восточной Европе. Правила всегда устанавливаются на отвоеванном пространстве.
– Пока трудно представить, но если на этих рубежах новая «Ялта» состоится, что остается Китаю? Си и Трамп еще ни о чем не договорились. Не тот ли это клин, который Трамп собирается вбить в дружбу Москвы и Пекина?
– Среди этих троих роли очень интересно распределены. Условно назовем Америку проигравшей стороной, а победителем Россию – просто потому, что она настолько исторгнута из американской глобальной системы, что ей переживать последствия развала глобального мира приходится меньше, чем остальным. Китай тоже будет победителем, но ему сначала надо разорвать экономический симбиоз с Америкой. И плюс очень сильно «перелить» окружающее пространство – Латинскую Америку, Африку, а главное, разобраться с югом и востоком тихоокеанского владычества. Там кто-то один должен теперь заведовать Японией и Южной Кореей. Си и Трампу придется еще и очень договариваться по Тайваню.
– По каким правилам будет жить Казахстан?
– Мы привыкли к многовекторности, к своей географии между Китаем и Россией. Но если вернуться к началу этого разговора, то нельзя исключать, что соглашения с некоторыми иностранными компаниями, прежде всего, по нефти, могут быть пересмотрены в пользу нашей страны. Но это уже другая история.
А. РАР: «Германия останется оазисом»
– Александр Глебович, остается два дня до выборов в Бундестаг. В острый электоральный цикл вдруг вмешался Илон Маск, заявил, что АдГ – та сила, что спасет Германию, и ультраправые обрели крылья. Что происходит?
– Начинается новая идеологическая борьба в Европе – вот это главный мой комментарий. Маск в этом случае выступает как второй министр иностранных дел или как второй госсекретарь Соединенных Штатов Америки – на стороне Трампа, на стороне движения антиглобалистов и традиционалистов. Таких сил в Европе тоже много, особенно в Венгрии, в Словакии, даже в Польше. Во Франции – Ле Пен, в ФРГ – «Альтернатива для Германии», в Италии – Джорджа Мелони. Эти правые силы укрепляются, и на них делают ставку Трамп и его команда. В этом суть столкновения, которое сейчас происходит на почве новой идеологии, новых идей и выборов – не только в Германии.
– Немцы, за исключением ультраправых, поддерживают Трампа и Маска?
– Немцы в большинстве своем не будут поддерживать новую политику нынешней Америки. Германия останется оазисом либеральных ценностей внутри Европы, будет пытаться сплотить вокруг себя будущее правительство во главе с Мерцаем и, по всей видимости, с партией «зеленых», которая с ним опять войдет в коалицию. Они будут пытаться сплотить последние, но не такие уж слабые в Европе либеральные силы. Для того чтобы противостоять этому правому прорыву, который уже чувствуется в Европе