Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Подписка на новости
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях Костаная и Казахстана.
Разрешить
Не сейчас
banner
banner
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
USD curr
EUR curr
RUR curr
curr
Правопорядок
Агро
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
Новости мира
Тема
Резонанс
Криминал
Общество
Люди
Регион
Интервью
Репортаж
Коммуналка
РекламаПодписка на газетуПокупка газеты

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 
Виктор ШЕЛУДЬКО: «Отрасли нужны профессионалы, а не специалисты широкого профиля»Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93 Виктор ШЕЛУДЬКО: «Отрасли нужны профессионалы, а не специалисты широкого профиля»

Виктор ШЕЛУДЬКО: «Отрасли нужны профессионалы, а не специалисты широкого профиля»

События прошлого года, когда во время ремонта водоводов погибли люди, показали, что сложность проектов по реконструкции коммунальных сетей возрастает. Директор ТОО «Проектно-изыскательское предприятие «Костанайводпроект» Виктор Шелудько считает, что дотошность в этой работе – залог не только качества, но и безопасности.

Ноу-хау

- Виктор Петрович, сегодня много разговоров идет о новых технологиях, которые всему миру вроде как позволяют жить без проблем, порывов труб и запаха канализации. А вот до нас эти достижения цивилизации никак не дойдут.

- Дойдут. Приведу пример. Костанай сегодня берет воду из Амангельдинского водохранилища, то есть из открытого источника. Раньше мы пользовались костанайским подземным месторождением, но водозабор в период разрухи перестал работать. На сегодня пробурено 34 новых скважины, ведется строительство двух ниток водовода. В ближайшие годы город должен получить более качественную и свежую воду.

Что нового в этом проекте? Раньше при бурении скважин использовались стальные трубы. Но в процессе эксплуатации, особенно в ночное время, водоотбор идет малый, и вода теряет свои качества. Отсюда и привкус железа. Сейчас мы применили новые технологии – полиэтиленовые трубы. Металлических частей там нет, и соответственно вода будет лучшего качества. С этой технологией мы столкнулись на выставке в Москве, где ее предлагали немецкие компании. Единственное, мы воспользовались российскими аналогами. Они на порядок дешевле. Кроме того, в этом проекте мы применили систему удаленного управления работой насосных станций. Теперь скважины включаются автоматически, как только резервуары опорожняются до определенного уровня.

- А чем полиэтиленовые трубы отличаются от тех, которые сегодня укладывают на всех реконструируемых водоводах?

- В этом и кроется опасность. По чугунным трубам, которые использовали раньше, можно было пускать, как канализационную, так и техническую, и питьевую воду. С полиэтиленом сложнее. Один его вид идет на канализацию, другой - на техническую воду, третий - на питьевую. Но недобросовестные производители эти вещи не различают. И хотя ставят на трубах разную маркировку, используют одно и то же сырье. Ведь для технической воды оно более дешевое, но токсичное, поэтому опасное. Подрядчики, которые строят по нашим проектам, часто сетуют, что мы излишне придирчивы, требуем сертификаты на продукцию. Но это не оттого, что мы вредничаем, нас беспокоит безопасность.

- Насколько эти новации, которые влекут за собой покупку не только новых труб, оборудования, но и требуют иной подготовки специалистов, повышают стоимость проекта?

- Впервые полиэтилен мы применили около 10 лет назад при реконструкции двух ниток водовода в районе Дизельного завода (ныне АО «АгромашХолдинг». - Прим. авт.). Этот объект строило АО «Рудныйсоколовстрой». Оно тогда отправило своих специалистов в Казань на обучение, закупило оборудование. На тот период полиэтилен был дороже стали процентов на 50. И это только труба, не говоря уже о затратах на обучение, оборудование. Но расходы того стоили - на этом участке аварий пока нет. Это говорит о том, что правильно применены технологии сварки и укладки труб. На достаточно высоком уровне осуществлялся внутренний технологический контроль за ходом строительства. А сегодня цены на полиэтиленовую и стальную трубу практически сравнялись. Но у стали срок эксплуатации 20-25 лет, а у полиэтилена – 50.

- Если говорить о госзаказе. Проекты в коммунальной сфере становятся все более масштабные. Но не раз слышала, что проектировщики не всегда и не в полной мере могут использовать тот научно-технический потенциал, который уже есть на вооружении. Государство готово платить за современные качественные проекты?

- Лет 15 назад действительно выделялось мало денег на проекты. Тогда их едва ли хватало на зарплату. О посещении выставок, обновлении программного обеспечения речи не было вообще. Сегодня ситуация изменилась. Единственная проблема – сжатые сроки проектирования. Качественный проект делается больше года. А у нас? В апреле дали задание, в декабре – сдай, с учетом прохождения государственной экспертизы, у которой срок 45 дней.

Подрядчики

- Виктор Петрович, мы слышим много нареканий в адрес подрядчиков. Тут яма, там канава, здесь порыв и обвал. Сейчас действительно не умеют работать?

- Кое-что зависит от используемых материалов. Но основная причина перечисленного вами - все же работа подрядчиков. В 2008 году в Сарыкольском районе строили Ишимский групповой водопровод. Тогда это была еще программа «Питьевые воды». Три года строили. Подрядчик ТОО «Компания Ерлан». У них не было опыта строительства магистральных водопроводов. Небольшие отрезки - да, но не 180 километров. Мы долго с ними находили общий язык, принуждали делать всё правильно. И они обучились. Нареканий от заказчика в части эксплуатации сегодня нет. И они гордятся, и мы гордимся. Сейчас та же компания работает в Федоровке, но потенциал ее уже не тот. Тех специалистов, которые работали в Сарыколе, нет, и объект строится трудно.

- Да, о перебежчиках приходится слышать часто. У нас сегодня готовят строителей водоводов?

- Это, наверное, одна из самых серьезных болезней отрасли: многие специалисты, кочуют из одной организации в другую. Где больше пообещают, туда и идут. Таких организаций, где рабочий коллектив сохраняется и в межсезонье, – единицы. Всё больше организаций широкого профиля, которые строят дороги, высотки, водоводы... Оттого и качество страдает.

- Вы считаете, что подрядная организация должна специализироваться на определенном виде работ?

- Если ты возводишь архитектурные шедевры, то у тебя специалисты набивают руку, нарабатывают опыт конкретно в этом. Если прокладываешь коммуникации – у тебя должны быть спецы именно этого профиля, потому что везде есть свои нюансы. Если на простом объекте всё нормально, то на сложном участке специалист широкого профиля может допустить ошибку. Невозможно одной организации уметь качественно строить объекты водоснабжения, станции биологической очистки и мосты.

- Реконструировать водоводы у нас действительно непросто: здесь высокий уровень грунтовых вод, там нужно прорубать скалу...

- По грунтовым водам проблемные зоны у нас - Тобол, Карасу, Сарыколь, Узунколь, Федоровка. Здесь само природное стояние грунтовых вод высокое, плюс их уровень был техногенно повышен. Ведь в советское время расход воды никто не считал, потребление было огромным. Качали даже через порывы. Отсюда и дополнительный подъем грунтовых вод.

- А понизить их уровень можно?

- Можно, но это очень дорого стоит. Дренаж – дело не из дешевых. Хотя даже по существующим проектам идет серьезное удорожание именно из-за высокого уровня грунтовых вод.

- Ваша организация проектировала практически все крупные объекты по реконструкции и строительству водоводов. Какие наиболее сложные участки в этом году вы видите?

- Федоровка: но проблема не столько техническая, сколько административная. По Карасу: объект Ишимского группового водовода от РЭУ–6 до Карасу, который должны были завершить еще три года назад. Стройка остановлена, идут судебные разбирательства. Да, уложены 59 километров труб, но не проведены гидравлические испытания. К тому же до Карасу не дошли еще 13 километров, есть не выполненные работы по РЭУ-6. Этот объект нас очень беспокоит. Если бы строить продолжило ТОО «Компания Ерлан» еще с Сарыкольского района, то он бы был уже завершен и введен в эксплуатацию.

Безопасность

- Давайте вспомним прошлогодний обвал на коллекторе в Костанае, когда под ним погибли люди. Есть версия, что виновен проектировщик. Подрядчик тоже допустил ошибку – нарушил правила техники безопасности.

- На строительство этого объекта как консультантов приглашали и наших специалистов, хотя сам проект тщательно мы не изучали. Некачественный? Но он прошел экспертизу, подрядчик его принял в работу. И потом, участвуя в тендере, подрядная организация изучает все риски. Затем она должна их учитывать при составлении проекта производства работ. При таком подходе уже на начальном этапе ясно, чего не хватает и какие претензии можно предъявить к проектировщику. А у нас привыкли проект производства работ вообще не делать.

- Нет специалистов?

- Они, может, и есть, но на эту работу нужно время, которое часто не хотят тратить. К тому же это ведь затраты – на ту же зарплату.

- То есть если бы эти этапы подготовки к строительству были соблюдены, то беды бы не случилось?

- Конечно. Вот вам пример. Мы делали проект по орошению для предприятия в Карагандинской области. Когда стали искать подрядчиков, то свои интересы представляли несколько компаний, в том числе и зарубежные. У них подход иной. Им передали только проектные документы, без расчетов стоимости строительства. Они сами по чертежам составляют смету. И уже заказчик смотрит: у кого строительная база и кадры лучше. А у нас подрядчик сбросил цену до минимума, выиграл тендер, а потом начинает экономить на всём. В первую очередь на качестве. Такое случилось на упомянутом выше Ишимском групповом водопроводе в Карасуском районе. Подрядчик сбросил цену на тендере, а потом ему денег не хватило, чтобы достроить объект.

- Насколько в таких ситуациях возможен общественный контроль за ходом строительства ?

- Это термин Советского Союза. В условиях рыночной экономики и тендеров он неуместен. Контроль должны осуществлять грамотные специалисты, имеющие опыт работы в отрасли. Общественная инициатива может только навредить. Кто-то защитит свои личные интересы, кто-то сведет счеты с конкурентами.

- Но правила техники безопасности не соблюдают. Что делать?

- Приведу еще один пример. Мы в Жезказгане выиграли тендер, выехали на объект. На встрече с директором нам предложили пройти курс по технике безопасности, мы ответили на тесты, сдали экзамены. После чего нам выдали спецодежду вплоть до каски и ботинок. И лишь потом пустили на производственную площадку. Вот какой подход.

- К этому надо приучать, как к ремням безопасности?

- Но приучили же к ним. На автомате пристегиваешься. И тут требования по ТБ нужно просто выполнять. Но это опять же требует времени и средств.

Фото  Сергея МИРОНОВА 
Просмотров: 7887
Нравится: +0
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше


Последние новости
Опрос
Всего проголосовало:
Нравится читателям
Взгляд со второго этажа
Новости и события
в Казахстане
в Мире

Наши проекты
ПроектыБлогиО редакцииРекламодателямКонтакты
Информационная продукция данного сетевого издания предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше
x
Добавить приложение КН на главный экран