Школа на дом

Не все дети могут посещать школу по состоянию здоровья. И в таких случаях педагоги приходят к ним домой. Как занимаются особенные ученики и почему даже самые талантливые из них могут оказаться за бортом высшего образования?

К доске каждый день

По данным управления образования, в регионе на домашнем обучении 461 ребенок. Это дети, которые по тем или иным медпоказаниям, подкрепленным решением врачебной комиссии, не могут сидеть за партами рядом со сверстниками. Медико-педагогическая комиссия подбирает для учеников программу с учетом их особенностей, школа разрабатывает расписание.

Такие школьники не могут списать у соседа или не сделать домашнее задание в надежде, что учитель вызовет к доске кого-то другого. Некоторые, несмотря на проблемы со здоровьем, добиваются хороших результатов в учебе.

Максим Ким, одиннадцатиклассник костанайской школы №17. Из-за спинальной мышечной атрофии мальчик с первого класса учится дома. И отлично, надо сказать, учится. Максим даже претендовал на «Алтын белгi», но для получения нагрудного знака обязательно нужно сдать экзамены в НИШ. Для подростка это сложно в первую очередь психологически. Да и к тому же преимущественное право алтынбельгистов на получение государственного гранта в вузах ему, к сожалению, не пригодится.

– В казахстанских учебных заведениях дистанционная форма для детей с ограниченными возможностями не предусмотрена, – говорит мама одиннадцатиклассника Галина Шаталова. – Вернее, такая возможность есть, но только на базе колледжей. Поэтому мы сейчас рассматриваем варианты. Может, остановимся на каких-то курсах, потому что сын очень любит и хочет учиться.

Парень скромный. О себе говорит мало, больше об учебе. Особенно о химии. Как говорит мама Максима, предмет увлек его настолько, что он занимается все выходные. Не меньше химии парень уважает русский язык и литературу.

– Максим, ты стал победителем конкурса буктрейлеров (короткий видеоролик о книге. – Прим. ред.). Какую книгу ты выбрал? – спрашиваем.

– «Плаху» Чингиза Айтматова. Это сильное произведение. Понравилось очень.

– Кем мечтаешь стать?

– Человеком-пауком (смеется).

Настрой + поддержка

Максим обычный подросток. Играет в компьютерные игры, рисует картины по номерам, периодически ссорится с младшим братом, потом мирится. Кстати, Рома – не только брат, но и единственный друг Максима.

– Не вижу минусов в домашнем обучении, за исключением разве что отсутствия социализации, – говорит Галина Шаталова. – Конечно, Максиму не хватает общения со сверстниками. В начальных классах мы еще возили сына в школу на все мероприятия, но с возрастом перестали. Во-первых, до сих пор не везде есть пандусы, во-вторых, к сожалению, не все понимают, что ребенок в инвалидной коляске – это обычный ребенок и к нему не нужно особое отношение. И я сейчас не о детях. Кстати, говорят, что дети жестокие, но я бы, наоборот, охарактеризовала нынешнее поколение как более открытое. Одноклассники сына, когда встречают меня, здороваются, всегда спрашивают, как Максим.

С учителями школьнику тоже повезло. Увлеченные, внимательные, неравнодушные. Так характеризует их Галина Шаталова. Многие занимаются с мальчиком намного дольше, чем положено, выкладываются на все сто.

– Инна Александровна вообще готова к нему по субботам приходить, – говорит мама Максима.

Учитель русского и литературы Инна Энна занимается с Максимом уже пять лет. Об успехах ученика говорит много и с особой гордостью. Он у нее такой не один: есть с кем сравнить.

– Максим, например, проделал большую поисковую работу по ветеранам Великой Отечественной войны Костанайской области, – говорит педагог. – С наступлением тепла мы планируем с ним съездить в библиотеку им. Толстого.

Конечно, не все дети на домашнем обучении так ответственно подходят к занятиям, признается Инна Энна. Есть мамы и папы, которые стараются быстро выпроводить педагогов. По словам учителей, половина успеха домашнего обучения – правильный настрой родителей и их безусловная поддержка.