ПОСТоим за погоду…

Метеослужба рассчитывала, что в этом году в области установят еще один современный метеорадиолокатор. Увы… Зато станет на один экологический пост больше.

Плюс пост в Денисовском районе. А ждали доплеровский метеорологический радиоло­катор (ДМРЛ). Последнее сло­во техники. Чувствительный. Очень точный.
 
Первый и пока единственный ДМРЛ установили на террито­рии области в 2021 году. То был настоящий прорыв! Местом локации выбрали село Торгай. Тогда же, в 2021 году, шла речь о том, что нужен второй ДМРЛ в районе костанайского аэро­порта. Потому что эффективно­сти больше при таком раскладе. Проще говоря, зоны действия двух радаров сомкнулись бы и охватили весь регион. Однако что-то пошло не так, дело за­стопорилось на месте.


 
Об этом и не только гово­рим с заместителем директо­ра Костнайского филиала РГП «Казгидромет» Алтынбеком КАБАКОВЫМ.
 
– Так будет ли установлен второй радар? Есть ощуще­ние, что модернизация закон­чилась на полпути.
 
– Действительно, планы по установке второго радиолока­тора были. Но ни в этом, ни в прошлом году речи о покупке и монтаже не было. На данный момент мы получаем погод­ный анализ от ДМРЛ только по югу региона, включая На­урзумский район. Радар очень хорошо себя зарекомендовал: в режиме реального времени по­казывает наличие облачности, динамику развития, плотность и высоту. Отслеживает не толь­ко скорость и направление ве­тра, интенсивность осадков, но и выдает вероятность гра­да, урагана. Покупка второго ДМРЛ упирается в финансиро­вание.
 
– По этой же причине, на­сколько я помню, молодежь идет в сферу неохотно.
 
– Да, проблема с кадрами со­храняется уже много лет. Спе­циализация у нас узкая, образо­вание можно получить только в Алматы. В Костанае ни синоп­тиков, ни метеорологов, ни ги­дрологов не готовят. Зарплаты сотрудников минимальны. У начинающего инженера поряд­ка 90-100 тысяч тенге. У наблю­дателя на метеостанции зарпла­та и того меньше.
 
– То есть речь о дефиците кадров?
 
– Нет, дефицита кадров пока нет. Мы научились решать про­блему. Берем людей без специ­ального образования и закре­пляем за опытными сотрудни­ками. Получается, что новички перенимают опыт на рабочем месте. Иначе невозможно. Люди со стороны вообще думают, что погода – это ничего сложного. Отнюдь. Это серьезный, ответ­ственный труд. Нужно научить­ся получать данные, прочиты­вать их… В Казахстане сущест­вует большой архив, где все эти данные, получаемые годами, хранятся. Это крайне важные данные – без них не начинают, например, строительство заво­дов.


 
– Как обстоит дело с метео­станциями? Процесс перехода на автоматизированные сис­темы начался лет десять на­зад.
 
– На сегодняшний день у нас 18 ручных метеостанций и только три автоматические. Необходимо еще как минимум семь-восемь автометеостанций. И у тех, и у других есть свои плюсы и минусы. Автоматика хороша тем, что труд человека минимизирован. Однако у нее есть существенный минус – ее нужно постоянно обслуживать и ремонтировать. Причем де­лать это нужно моментально. Некоторым станциям уже 11 лет. Это много. Датчики то и дело выходят из строя. В прош­лом году мы совершили поряд­ка десяти аварийных выездов по области. Потому отказываться от ручных станций пока нецеле­сообразно и дорого.
 
– А агропосты, их достаточ­но?
 
– Их у нас 11. Этого хватает. Такая же ситуация и с гидро­постами: по области 26 и этого тоже вполне достаточно. Два из них озерные, остальные – реч­ные. Гидропосты показывают уровень воды в водоемах, это особенно важно в период па­водка.
 
– Напоследок вопрос от чи­тателей «КН». Почему про­гноз погоды далеко не всегда точный? Это невозможно в принципе или оборудование не позволяет, знаний не хва­тает?
 
– Нужно понимать, что пого­да очень переменчива. Поэтому самый точный прогноз дается только на ближайшие сутки. Тогда он сбывается на 90-95%. Через три дня оправдываемость падает до 80-90%. К тому же климат меняется и это тоже ска­зывается. Если раньше нам го­ворили, что за морозной зимой обязательно последует знойное лето, то сейчас эти приметы уже не работают. Погода стано­вится непредсказуемой.